Холодный батик – одна из самых популярных техник росписи ткани. Отличительной ее особенностью является использование резерва, которым обводят все элементы композиции. Это ограничивает «растекаемость» краски.
При этом способе росписи ткани используется не расплавленный воск, а специальный состав – так называемый «резерв». Он не требует нагревания, отсюда и название техники.
Роспись ткани
Само слово «батик» в переводе означает «воск». То есть значально под ним подразумевали исключительно горячий вид росписи. Но на сегодняшний день большинство художников называет роспись с помощью резерва «батиком», поэтому такое наименование прижилось в творческой среде.
Появление холодного батика
Его история начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники.
И вскоре книга об этом искусстве вызвала большой интерес среди европейцев.
Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи.
pixabay.com
В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка. В России эта техника стала популярной с 1936 года.
Процесс росписи ткани
Состоит из двух крупных этапов – подготовки и непосредственно работы над росписью.
Подготовительные этапы
На первом этапе внимательно прорабатывается эскиз. Опытные мастера обычно пропускают этот шаг, так как уже умеют работать и без него.
В качестве принта и узоров часто используют цветы. Такой орнамент легко вписать в любую композиционную схему. Кроме того, особенности техники позволяют делать цветы на ткани детальными и выразительными.
Эскиз советуют выполнять в натуральную величину. По сути это позволяет хорошо набить руку перед росписью на шелке. Так можно обнаружить и исправить ошибки, выстроить процесс работы и максимально точно перенести замысел на полотно.
Для выполнения техники холодного батика подойдут не все картинки. Важно, чтобы каждый элемент изображения на эскизе имел замкнутые контуры. Это нужно, чтобы цвета не смешивались между собой (только если подобное не замысел художника). Также на эскизе должны соблюдаться законы композиции. Цветовое решение также стоит продумать на первом этапе.
Когда новичок только набирает опыт, лучше ограничить количество мелких деталей. Это риск размазать резерв, сделать рисунок «грязны». Мелкие детали к тому же сложнее обвести резервом, они часто сливаются в одно пятно.
После подготовки эскиза его можно обвести маркером. Так линии будут лучше видны сквозь ткань.
- Подготовка инструментов и рабочего места.
Подготовленную ткань нужно туго натянуть на подрамник, чтобы при смачивании она не провисала, а краска не перетекала на соседние участки. Некоторые художники натягивают влажную ткань, в этом состоянии она более эластичная.
Для батика используют специальные рамы.
Перед началом работы подготавливают и колер. В красках для батика нет белого цвета, для создания светлых оттенков их разбавляют водой. Полученные цвета проверяют на образце той же плотности, что и основная ткань. Так можно убедиться, соответствует ли интенсивность цвета задуманной.
Специальные инструменты для холодной росписи – непосредственно связанные с резервом. Это может быть стеклянная трубочка и груша, с помощью которой резерв набирают, либо готовая туба с резервом. Как еще один вариант – специальная пластиковая емкость с длинным носиком, которую легко подобрать по фото.
- decor-doma.ru
- На носик надевают насадку, чтобы добиться тонкости линий.
- Остальные необходимые инструменты те же, что и для свободной росписи.
Работа над росписью
Эскиз закрепляют на ткани с изнаночной стороны. Прилегать он должен плотно, чтобы все линии могли быть видны. Для этой цели зачастую используют световой стол.
Если резерв темный, то на ткань все линии переносят карандашом. Если прозрачный – исчезающим маркером.
- Нанесение резервирующего состава.
Наносится состав по всем линиям, предусмотренным эскизом.
Качество нанесения проверяют чистой водой – смачивают участок предполагаемой росписи. Если вода не покинула границ, резерв нанесен хорошо. Если вода вытекла, то ткань высушивают и линию дублируют.
Если полотно прикреплено на подрамник, краска может перетекать от одного участка к другому. Для предотвращения этого достаточно провести линию резерва по периметру работы, где материал соприкасается с внутренним краем подрамника.
- Начинать роспись лучше со светлых участков. Ошибки, сделанные светлыми оттенками, впоследствии можно перекрыть темными.
- Если краска преждевременно подсыхает, она образует дефект (затек). Чтобы краска наносилась равномерно, ткань до начала процесса увлажняют.
- Смочить материал обязательно и в том случае, если краска наносится с эффектом «омбре» градиентом из нескольких цветов.
- От степени увлажненности зависит резкость цветовых переходов. Так Чтобы прописать четкую линию, кисточка с краской и поверхность шелка должны быть практически сухими.
Контур вокруг каждого элемента придает дополнительную «декоративность» холодному батику. Если запланирована более сложная и реалистичная работа, то используется прием «скрытого резерва».
- Прозрачный резерв наносится на высохшую расписанную ткань.
- После этого внутрь нового контура заливается следующий цвет, темнее фонового.
- Затем прозрачным резервом рисуется силуэт цветов. Важно нанести резерв без разрывов, потому как выявить дефект, не смачивая ткань, будет сложно. После высыхания резерва делается заливка рисунка насыщенным цветом. В итоге получаются цветы без белого контура. Если бы резерв наносился на неокрашенную ткань, получился бы противоположный эффект.
Скрытый резерв – это работа в несколько перекрытий, ее технику можно сравнить с горячим батиком. В результате создается впечатление работы без резерва.
Фиксирование красителя
Закрепление красителя – важный завершающий этап, обеспечивающий устойчивость рисунка к воздействию воды.
Если работа выполнена акриловыми красками, то закреплять их нужно утюгом на режиме «хлопок», проглаживая в течение 2-3 минут с изнаночной стороны.
Некоторые производители предусматривают фиксацию красителя в духовом шкафу, микроволновой печи или же при помощи специальной жидкости-фиксатора.
Если работа выполнена закрепляемыми паром красками, ее подвергают воздействию пара при постоянном давлении 0,5 атм. Для этого нужны профессиональные электрические запариватели либо для газовых плит или автоклав. Возможно и закрепление красителя в домашних условиях без специального оборудования. Но тогда хорошего результата достигают только опытные мастера.
Специфика техники холодного батика
Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.
pixabay.com
Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика.
Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.
Источник: https://FashionElement.ru/baza_znaniy/rukodelie/tekhnika-kholodnogo-batika
Все о холодном батике
Искусство, начавшееся развиваться вместе с самим человечеством, претерпевало разные метаморфозы: менялись его смыслы, принципы, технологии.
Когда человек в древности наносил на дерево, глину, ткань какой-то узор, это не просто служило эстетическим идеалам – действо имело сакральное значение. Корни многих художественных техник лежат в язычестве.
Каждый цветок, завиток, геометрическая фигура имели свое значение и не были случайны. Батик, являясь искусством росписи по ткани, также следует этой концепции.
Само слово «батик» имеет индонезийские корни, а если перевести его дословно, получится «капля воска». Особенности нанесения рисунка на ткань обусловили такое название. Чтобы краски не растекались по материи, мастера научились фиксировать цвета с помощью особых составов, основным компонентом которых был воск.
Батик может быть горячим и холодным. Техника горячей росписи предполагает разогревание красок и воска перед нанесением на ткань, холодный батик обходится без предварительного растапливания.
Если горячий батик появился очень давно, то холодный возник с развитием химпроизводства. В нем работает специальный химический резервирующий состав, напоминающий гель, способный застывать на ткани.
Так как в основе этого состава содержатся бензин и клей, варить его дома, мягко говоря, небезопасно.
В каком-то смысле холодная техника для выполнения проще и усилий требует немного меньше.
Считается, что техника холодного батика в большей степени подходит начинающим мастерам, так как они не пугаются широкого фронта работ, действий с высокими температурами и неожиданного поведения составов.
Родина батика – Индонезия. В те далекие времена, когда это искусство только зарождалось, женщины уже старались всячески украсить собственные наряды. Чтобы подчеркнуть свою принадлежность к тому или иному роду, нужно было украшать одежду определенными рисунком и цветовой гаммой.
И хотя выбор красителей был достаточно ограниченным, красочные полотна умелицы создавали успешно. Надо сказать, что каждый род хранил свои секреты о том, как удавалось добиться того или иного цвета, как получался интересный узор. Особенности мастерства передавались от старших к младшим поколениям. Рисунки были самыми разными – орнаменты, абстрактные и сюжетные истории.
Продвижение искусства подразумевает два пути: вглубь и вширь, если сказать очень просто. Это значит, что методики усложнялись, а технологии становились все совершеннее – это продвижение вглубь. А вширь – это расширение масштабов.
Из Индонезии искусство батика перешло в Японию и Китай, где приобрело новое развитие. Китай внес большой вклад в продвижение батика – он подарил искусству росписи по ткани шелк, и это сочетание остается актуальным поныне.
Японцы придумали так называемый обратный батик, когда ткань сначала окрашивалась, а затем выбеливалась щелочью.
Голландские путешественники привезли батик в Европу, которая могла дать этому направлению еще один виток развития, однако чуть не прекратила само существование искусства росписи по ткани.
Европейцы быстро насытились батиком и увлеклись английской набивной техникой. Но кустари-одиночки смогли сохранить уникальное искусство украшения полотен.
Сегодня батик – это не только горячая техника, более востребованная, совершенствующаяся столетиями, но также и холодная методика, по-настоящему развивающаяся во время роста химической промышленности.
Батик приобретает новые направления, он смешивается с другими техниками и стилями, он живет!
Начать стоит с ткани. Батик всегда максимально раскрывает свои возможности, если работать приходится на натуральной ткани. Если вы новичок, то начинайте с батиста, крепдешина, бязи.
Когда рука уже набита, можно попробовать свои силы на креп-жоржете, туали, а также креп-шифоне.
Если очень хочется прикоснуться к искусству росписи по шелку, то с натуральными материалами работать хоть и ответственнее, но приятнее, тогда как искусственный шелк очень неудобен.
Внимание! Ткань перед началом работы следует стирать, гладить и прополаскивать.
Что нужно знать о подрамниках.
- Подрамник – это каркас, на который натягивают ткань для упрощения работы с ней. Если предполагается маленького размера роспись, можно заменить подрамник пяльцами.
- Работы средние и большие по размеру предпочтительнее выполнять на подрамниках из мягких пород дерева, при этом кнопки для закрепления материала должны легко в них входить.
- Более удобен раздвижной подрамник, он не занимает много места и является универсальным приспособлением. Конструкция состоит из четырех реек, соединенных между собой, а габариты подрамника могут подгоняться по размерам работы.
- Перед натяжкой имеет смысл заклеить подрамник малярным скотчем – это убережет его от растекающейся краски.
Основной инструмент – стеклянная трубочка, служащая для нанесения резерва. Состоит она из трех частей: длинной части, шаровидной и изогнутого носика. Трубочка очень хрупкая, ее нужно беречь и промывать после каждой работы любым растворителем. Если внутри образовалась пробка из засохшего резервирующего состава, нужно очень деликатно прочистить проволокой изогнутый носик.
Краски для батика бывают двух видов: термозакрепляемые и парозакрепляемые. Многие профессионалы предпочитают работать с красками, которые требуют именно термической обработки, то есть проглаживания горячим утюгом. Контуры и краски для батика сегодня выпускаются под брендами «Декола», «Гамма», «Гутта» – это достойные материалы для батика.
Резерв – это адгезивный полужидкий компонент, отграничивающий окрашенные области на ткани. Есть прозрачный резерв, который далее смывается теплой водой, а есть резерв, смывать который не нужно: он фиксируется на ткани и становится частью работы.
Сама роспись выполняется кистями, которые могут быть сделаны из синтетических волокон или натурального волоса белки, пони, колонка. После работы непременно промывайте их в мыльной теплой воде. Применять губки тоже можно.
Основной принцип холодного батика заключается в том, что сначала вы выбираете шаблон, который несложно будет поделить на замкнутые, четко очерченные области определенного цвета. Обычно новички начинают делать батик, используя рисунки из детских раскрасок: проще и удобнее, пожалуй, не придумать.
Далее пошаговый алгоритм выглядит так.
- Рисунок предстоит перенести на ткань, для чего мастера используют специальный тканевый карандаш либо исчезающий маркер. Рисунок нужно закрепить под тканью, обвести контуры.
- Ткань закрепляется на раме, натягивать материю нужно туго.
- Резерв наносится на ткань. Стеклянная трубочка заполняется резервом, его контур должен строго следовать шаблону. Каждый цвет нужно замкнуть – это обязательное требование. Далее ждите, пока резерв высохнет, для быстроты процесса ткань можно просушить феном.
- Перед заливкой контуров проверьте их замкнутость. Возьмите пропитанную чистой водой губку (можно добавить в воду капельку шампуня), промокните нужную область. Если за пределы контура вода не выходит, то все сделано грамотно.
- Нанесение красителей происходит кистью или ватным спонжем, приемы нанесения в обоих случаях одинаковы. А чтобы обеспечить краске равномерное растекание, область заливки следует промочить водой.
- Картина высыхает, после чего вы снимаете ее с рамки. Иногда возникает необходимость поправить отдельные области. Посмотрите, как именно фиксируются красители, обычно это указано в инструкции к ним. Одни краски закрепляются утюгом, другие – паром, феном или даже действием высоких температур в духовом шкафу.
После прохождения всех этапов работу можно считать завершенной. Осталось только найти место, где она будет располагаться и радовать окружающих. Хотя, есть еще один момент – декор.
Многим любителям батика нравится декорировать готовые работы.
Одним из самых популярных вариантов оформления являются стразы. Тот самый контур, который отделял одну область от другой, можно задекорировать блестящими камушками. Это смотрится красиво, если такое украшение перекликается с темой. Например, вы рисуете на ткани ночь в лесу, благородного волка, снега и ели, созвездия на небе. Конечно, в таком случае стразы уместны.
Для прочности сцепления с тканью они проклеиваются горячим утюгом. Иногда в стразах есть маленькие дырочки и это означает, что их можно пришить.
С целью декорирования кому-то больше нравится прошивать контур. Для этого берутся серебряные металлизированные нитки или обычные мулине, и контуры элементов прошиваются гладью. Это сложная и долгая работа, но результат может быть впечатляющим. В таком случае это уже будет не чистый батик, а смешанная техника его исполнения.
И все же в большинстве случаев батик хорош сам по себе в своей тонкости, изяществе, кропотливой работе и чудесном результате. Ручное творчество, популярное во все времена, способно поддаться каждому, кто захочет его освоить. Удачных вам работ и вдохновения!
О том, что такое холодный батик, смотрите в следующем видео.
Источник: https://vplate.ru/hobbi/holodnyj-batik/
Батик своими руками: холодный, горячий, узелковый, складной, свободная и аэрографическая роспись
Батик – обобщенное название разнообразных техник и способов художественной росписи по ткани. Этот вид рукоделия основан на принципе резервирования ткани, который заключается в нанесении на ткань определенного состава с целью выделить и сохранить определенный узор. Другими словами на ткань наносится не пропускающий краску состав (парафин, канифоль, бензин, резиновый клей, некоторые виды смол, лаков и др.) в тех местах, которые должны остаться неокрашенными, и таким образом, образовать узор или, как говорят художники, зарезервировать от краски ткань. Существует несколько разновидностей батика: холодный, горячий, складной, узелковый, свободная и аэрографическая роспись, отличающихся между собой методом резервирования ткани. Ученые до сих пор точно не установили, где появился первый батик. По одной из версий родиной батика является остров Ява (Индонезия), так как именно там была найдена основная масса остатков батика, выполненных с поистине потрясающим мастерством. А если перевести слово «батик» с индонезийского, то получится «капля воска». Также при раскопках батик был обнаружен на Ближнем Востоке, в Египте, Индии, Японии, Китае, Турции, странах Западной Африки. Метод холодного батика выполняется следующим способом. Ткань при помощи булавок и ниток закрепляют на раме, после чего карандашом наносят контур рисунка. Затем в фарфоровую или стеклянную емкость переливают необходимое для работы количество резервирующего состава. Одним из наиболее распространенных резервирующих составов для холодного батика является смесь 400 г бензина, 400 г резинового клея, 100 г парафина, 4 г канифоли. Этот состав при помощи груши засасывают в трубочку. Кончиком трубочки по контуру карандаша наносят резервирующий состав, причем главным и обязательным условием здесь считается замкнутость и непрерывность контура, в противном случае краска расплывется по натянутой ткани.
После того, как резервирующий состав нанесен, ткань следует хорошо высушить, что обычно занимает не более 1 часа, а затем проверить надежность и целостность контура. Для этого нужно на отдельные части ткани, которые замкнуты контуром, нанести при помощи кисти воду, содержащую пару капель жидкого мыла или шампуня.
В случаях, когда резервирующий состав нанесен небрежно, буквально через несколько минут вода начнет просачиваться через промежутки в контуре, и за границей резерва появятся темные пятна. Если такое произошло, то места нарушений нужно отметить карандашом, затем высушить ткань и нанести резервирующий состав еще раз, причем сделать это лучше с изнаночной стороны.
Убедившись в надежности нового резерва, можно производить окрашивание ткани.
Обычно краски для батика очень концентрированные, поэтому их нужно разбавлять содовым раствором. Для приготовления раствора вам понадобится вода и обычная пищевая сода: 1 стакан теплой кипяченой воды смешивают с 1 чайной ложкой соды (для зеленых, синих, красных, желтых красителей); или с 0,5 чайной ложки соды (для темно-коричневых и черных красителей). Краски и содовый раствор смешивают в пропорции 1:1. Разбавленные краски для батика хранят не более 2-х дней.
Готовую краску наносят на ткань при помощи кисти или ватного шарика, накрученного на небольшую палочку. Рекомендуется сначала закрасить светлые элементы рисунка, и только потом приступать к более темным частям. Краска легко растекается по ткани, однако при окрашивании относительно больших площадей, что особенно касается натурального шелка, влажную поверхность нужно равномерно протирать куском ваты во избежание появления разводов.
После окраски изделие следует высушить, снять с рамы и подвергнуть термической обработке паром. Для этого вам понадобится большая кастрюля, бак или ведро, в которое нужно будет налить воду, причем толщина водяного слоя не должна превышать 6 см.
Ткань оборачивают в бумагу или другую ткань так, чтобы окрашенные части не соприкасались друг с другом, при этом складывать работу можно произвольным образом.
Затем нужно взять веревку из синтетических нитей, протянуть ее от ручки до ручки кастрюли, и подвесить на нее сверток с работой, предварительно перевязанный веревкой.
Крышку кастрюли снизу и сверху необходимо закрыть свернутым в два раза полотенцем (желательно махровым), после чего емкость можно ставить на плиту. Для изделий, имеющих небольшие размеры и свернутых в 3-4 раза, время запаривания обычно не превышает 30 минут, для больших работ этот процесс может занять до 80 минут. После того, как изделие прошло паровую обработку, его можно дополнительно обработать горячим утюгом с изнаночной и лицевой стороны. Далее батик-изделие ополаскивают сначала холодной водой, потом горячей и стирают с мылом вручную. Натуральный шелк после стирки следует обработать раствором уксуса (на 1 л воды 2 ст. ложки 9% уксуса) в течение 10 минут при комнатной температуре. Хлопковые, вискозные и льняные ткани после стирки нужно прокипятить два раза по 5 минут в растворе стирального порошка, который предназначен для цветного белья. Готовое влажное изделие необходимо проутюжить сначала с изнаночной, а затем с лицевой стороны.
Основное отличие метода горячего батика от холодного заключается в том, что в первом случае в качестве резервирующего состава используется расплавленный парафин (стеарин, воск или их смесь).
Последовательность действий следующая: расплавленный парафин при помощи специальной медной лейки или кисти наносят на ткань в тех местах, которые должны остаться белыми, после чего всю ткань заливают светлым красителем.
Когда ткань высохнет, воском закрывают те участки, которые должны быть окрашены в светлые цвета, остальное же пространство окрашивают в более темные оттенки.
Такой цикл: нанесение резервирующего состава – окрашивание – сушка, может выполняться несколько раз в зависимости от цветового решения рисунка, и заканчиваться нанесением черной краски.
С готового изделия воск удаляют путем проглаживания его горячим утюгом с лица и изнанки, закрытых несколькими слоями газеты. Газетные листы следует менять по мере того, как они пропитываются воском.
Однако рисунок на таком изделие все же остается защищенным от атмосферной влаги остатками парафина, благодаря чему изделия можно не запаривать.
Исключение составляют только вещи, предназначенные для интенсивной эксплуатации (например, предметы одежды), которые после росписи необходимо постирать и прокипятить 4 раза по 10 минут в растворе стирального порошка, который не содержит отбеливатели.
Техника узелкового батика (техника бандан, тритик, бандхей) основана на следующей последовательности действий: ткань перевивают жгутом, затем плотно обматывают те места, которые должны остаться неокрашенными и опускают в красящий состав. В данном случае результат напрямую зависит от способа завязывания: рисунок может иметь вид горизонтальных или вертикальных полос, кругов или полуокружностей, а также их сочетаний.
Для того, чтобы получить узор, имеющий вид пробелов определенной конфигурации, можно вовнутрь узелков поместить какие-либо небольшие предметы – камешки, пуговицы, бусины и т.п.
Техника сибори (шибори) или, как ее еще называют в быту, складной батик так же, как и узелковый батик выполняется путем перевязывания и окрашивания ткани. Однако в данном случае результат будет более предсказуемым, так как окрашиваемая ткань складывается определенным образом. Техника сибори имеет японские корни.
Для выполнения батика в технике сибори нужно развести краситель водой (1:1), процедить его и вылить в емкость, в которой будет производиться окрашивание. Затем необходимо нагреть раствор до температуры 40-45°С, опустить в него изделие, довести до кипения и варить около 20 минут. Готовую работу следует хорошо высушить и закрепить краску утюгом.
Техника свободной росписи – это тоже один из видов батика, который получил широкое распространение благодаря тому, что он, как никакой другой вид росписи по ткани, выявляет индивидуальность почерка каждого художника и неповторимость созданных им произведений, свойственную ручному труду.
Чаще всего свободная роспись по тканям из натуральных и синтетических волокон производится масляными красками с растворителями, а также анилиновыми красителями, которые в некоторых случаях используются вместе со специальными загустителями.
Резервирующий состав в данном случае не нужен, однако сочетание отделки резервирующим составом и свободной росписи с контурной наводкой дает особо интересный результат.
Одной из разновидностей свободной росписи является роспись с применением солевого состава. Суть этого метода заключается в следующем: ткань, натянутую на раму, в зависимости от характера будущего рисунка либо расписывают красками, в которые введен раствор поваренной соли, либо сначала пропитывают ткань раствором поваренной соли, и расписывают ее уже после полного высыхания. Соль существенно ограничивает растекаемость краски по ткани, что позволяет выполнять рисунки свободными и непринужденными мазками. Свободную роспись «соляными» красками можно успешно сочетать с обычным холодным батиком, для чего некоторые элементы рисунка выполняют свободной росписью, дорабатывая ее графическим рисунком, а на участках, ограниченных резервирующим составом, производят фоновые перекрытия.
Что касается аэрографической росписи, то, как отмечает Ремонт позитивный, ее выполняют при помощи пульверизатора, для чего можно использовать как готовые краски по ткани, так и краски в аэрозольной упаковке.
Источник: http://www.remontpozitif.ru
Источник: http://www.remontpozitif.ru/publ/sdelaem_sami_svoimi_rukami/raznye_aksessuary/batik_svoimi_rukami_kholodnyj_gorjachij_uzelkovyj_skladnoj_svobodnaja_i_aehrograficheskaja_rospis/75-1-0-1311
Техника выполнения холодного батика
Роспись ткани в технике «холодного» батика получила свое распространение и популярность в европейских странах с начала 20 века. В России такой вид росписи ткани начал широко применяться с 1936 года.
«Холодный» батик можно назвать наиболее простой и безопасной разновидностью такой росписи ткани. С той поры как восточные ткани стали широкодоступны, на европейском рынке завоевала любовь и такая техника батика. Она значительно проще «горячего» варианта и потому столь любима.
В выборе ткани для росписи в технике «холодного» батика следует отдавать предпочтение натуральному шелку, так как именно этот материал традиционно используется для этой цели. Нанесенный на шелк узор будет выглядеть особенно красиво и изысканно.
Заливку при такой росписи можно производить как в акварельной, так и в лессировочной технике, а кроме этого используются и интересные солевые эффекты.
К сожалению, для того чтобы увидеть на ткани именно то что хочется не достаточно просто уметь хорошо рисовать, нужны еще опыт и знания о реакциях, проходящих между красками.
Иначе можно столкнуться с тем, что краски неожиданно оставят на материале серое или черное пятно.
При «холодном» батике резерв берется только прозрачный, в то время как для «горячего» — он восковой. Это очень удобно, так как убирать его с ткани по завершению росписи нет необходимости. Главное при его выборе то, что он должен быть растворим бензином.
Приобрести такой специальный резерв можно как в тюбике, так и во флаконе, у которого имеются особые насадки для удобного и правильного нанесения. Несмотря на это мастера советуют применять для нанесения специальный инструмент, представляющий собой стеклянную трубочку, носик у которой загнут.
Обычно, расписывая шелк в технике «холодного» батика, наносят контуры узора, для того чтобы избежать в дальнейшем выхода краски с нужного участка. Именно для этого контура и применяют резерв.
В стеклянную трубочку для росписи резерв наливают при помощи спринцовки. Обводят все контуры на ткани загнутым концом трубочки. Скорость нанесения резерва зависит от того насколько плотная ткань, а также от того, каков диаметр инструмента. Контур обязан быть нанесен хорошо. Резерв должен пропитать ткань, но не оставить потеков. После того как контуры высыхают можно наносить краски.
Работа с жидкими красками по шелку очень сложна и поэтому важно соблюдать все правила, иначе они могут, несмотря на контуры, растечься по всей ткани и испортить работу.
В первую очередь важно контролировать насколько качественно наносится контур. Если резерв течет плохо или вообще не вытекает, это значит, что носик трубочки закупорился. Устраняется такая неприятность при помощи бензина, которым промывается трубочка. Можно добавить его и в резерв, но немного, иначе он станет чересчур жидким.
Для того чтобы проверить насколько качественно лег резерв, ткани внутри контура смачивают и смотрят — будет ли вода переходить через него. Если это происходит, следует вновь пройтись по всем линиям резервом.
В случае, если при качественных контурах краска все равно перетекает через них, это означает то, что или ее нанесли чересчур близко к контуру, или ее слишком много для этой площади. Краски наносят мягкой кистью или поролоновым валиком.
Роспись начинают от светлых участков. Обычно расписывают в акварельной или свободной технике. Если применяется акварельная техника, контуры не прорисовываются, а ткань обрабатывается уплотнителем.
По окончанию росписи проводят обработку для фиксации рисунка, и после работа промывается в теплой воде с последующим полосканием в холодной.
Этот этап подробно расписан в статье Закрепление красок на ткани.
Источник: https://irenabatik.ru/batik-obuchenie/batik-texniki/texnika-vypolneniya-xolodnogo-batika.html
Батик. Техника свободная роспись
Скажите мне, что для Вас свобода? Задумывались ли Вы, что несет сочетание этих букв лично для Вас? Какие ассоциации рождаются? Быть может, это птица, легко парящая в вышине или ветер, играющий с листвой? А может хищник, который выслеживает добычу, запах дождя или бег босиком по лужам?
Свобода — это отсутствие правил или возможность устанавливать их самим? А какая она для Вас в творчестве? Многогранность батика позволяет почувствовать все прелести этого слова в одноименной технике. Данный метод росписи по ткани предполагает полное отсутствие контуров.
В этой технике особенно ярко проявляются способности мастера. Каждая работа получается уникальной, неповторимой.
Ничто не контролирует растекаемость красок по ткани. Можно было бы провести аналогию с бумагой и акварелью, если бы не некоторые нюансы. О них я расскажу далее.
Для работы в технике свободной росписи Вам понадобится стандартный набор инструментов и материалов: подрамник, ткань, кнопки, краски, кисти и соль.
Работа начинается с идеи, выраженной в эскизе. Желательно ее тщательно проработать и графически, и в цвете. Подробный эскиз значительно облегчит Вашу задачу. В нём определяем основные контрасты, выделяем центр композиции. Также на этом этапе определяем колорит нашей будущей работы.
Ткань для работы выбираем из натуральных волокон. Полотно по размеру должно быть больше подрамника. Перед тем, как натянуть на подрамник нашу изобразительную поверхность, ее следует подготовить к работе: постирать, высушить и выгладить.
Следующий шаг — закрепление ткани на подрамнике силовыми кнопками. Следите за тем, чтобы полотно было равномерно натянуто и не провисало. Сначала кнопками закрепляем ткань по углам, далее натягиваем полотно, добавляя кнопки на каждую сторону ткани, тем самым добиваясь равномерного натяжения. Ткань должна быть натянута, как барабан.
Далее, если это требуется, намечаем эскиз на ткани легкими, тонкими линиями.
Исчезающий маркер тут не поможет, так как работать будем без резервирующего состава и без воска. При соприкосновении с водой следы такого маркера просто пропадут, придется воспользоваться или простым карандашом, или гелевой ручкой под цвет Вашей работы.
Рисунок требуется, если Вы планируете создать работу с четкими графическими линиями. Если Ваша работа задумана более воздушной и акварельной, этот шаг можно пропустить и работать без вспомогательных контуров.
Потом натянутую ткань грунтуем составом с простым рецептом. Берем 2 столовые ложки соли и растворяем в стакане горячей воды. Раствор тщательно перемешиваем, чтобы растворить все кристаллики соли. Широкой кистью наносим солевой грунт на натянутую ткань с обеих сторон.
Ткань должна хорошо пропитаться раствором, но следует избегать появления луж на данном этапе. Они появляются, если ткань недостаточно качественно натянута и провисает. В таком случае нужно открепить несколько кнопок и натянуть полотно заново.
Работать можно в три этапа. Первый — это нанесение красок на очень влажную ткань, что напоминает работу акварелью по-сырому. Широкой кистью наносим основные цветовые пятна. Краска легко смешивается, создавая мягкие переходы.
Следующий слой наносим на полусухую ткань. Краска уже не так сильно растекается, и можно проработать объекты с более четкими контурами, элементы второго плана, создать интересные фактуры.
На третьем этапе солевой грунт практически высыхает. Ткань становится плотной, шершавой. Это отличный момент, чтобы закончить передний план. Кисть на высохшем грунте оставляет четкие линии и пятна — идеальное время для тщательной прорисовки деталей.
Работа в свободной технике ведется анилиновыми красителями. Цвета можно разбавлять тем же соляным раствором, которым грунтовали ткань. Акриловые краски здесь использовать не рекомендуется, так как при высыхании они образуют пленку, которая потом скатывается и мешает второму слою краски проникнуть в ткань.
С применением солевого грунта можно писать пейзажи, натюрморты, портреты — абсолютно все, что хочется изобразить. Возможность создания живописных пятен и четких линий на ткани — это ли не волшебство?
Дивно хороши исполненные в данной технике цветущие поля, ярко алеющие маки или таинственные замки, появляющиеся из тумана. Темы здесь неисчерпаемы.
Научившись чувствовать ткань, Вы приобретете потрясающую возможность создавать выразительные произведения движениями кисти, удивляя и восхищая зрителей мастерством.
Свободная роспись считается сложной техникой. Тут требуется умение видеть, понимать, чувствовать состояние ткани и решать, какой вид проработки уместен. Важно вовремя заметить и сохранить красивые цветовые переходы, суметь проконтролировать себя в нужный момент. Вот это и есть, на мой личный взгляд, свобода — осознанная ответственность за свои действия, когда можно все.
Поначалу кажется, это сложно. Как всегда, останавливает страх ошибок и разочарований. Но если не пробовать, есть риск пройти мимо еще одного метода самовыражения. И я снова могу повторить свой призыв — действуйте, не давая страху остановить себя в движении, все приходит с опытом и практикой.
Освоив основные шаги, можно перейти к полной импровизации, выбрав конкретный, подходящий именно для Вашего самовыражения этап, минуя остальные. Можно ведь писать только по очень влажной ткани воздушные пейзажи. Или дождаться полного высыхания и использовать четкие линии. Везде Ваш выбор и Ваше желание.
Свободная роспись мне нравится тем, что позволяет лучше понять поведение краски на ткани на разных этапах. Данные навыки пригодятся и при работе в техниках холодного и горячего батика. Чем больше знания и понимания, тем шире спектр возможностей для творчества.
Это одна из интереснейших техник, которая позволяет создавать воздушные акварельные батики с тончайшими изменениями оттенков.
Попробуйте, может это именно Ваш путь.
Источник: https://interesnoerukodelie.ru/batik/batik-tehnika-svobodnaya-rospis.html
Секреты росписи ткани в технике холодный батик | Блог образовательного портала «Смотри Учись»
Роспись ткани в технике холодный батик – это направление, которое позволяет творить и создавать удивительные расписные вещи людям с любым уровнем подготовки. Это несложное умение, которое увлекает и поражает воображение.
Автор обучающего курса Екатерина Гулькова раскрывает нам секреты своего мастерства, делится неожиданными впечатлениями от работы и дает дельные советы по тому, какую краску, кисти и резерв стоит выбирать любителям и профессионалам.
Почему увлечение ремеслами и рукоделием стало так популярно в последние несколько лет?
Тяга к ремеслам и рукоделию вообще свойственна людям еще с детского возраста. У кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. Наверное, каждый из нас может сказать про себя, что любил конструировать, рисовать, лепить, мастерить.
Многие сохраняют любовь к творчеству и рукоделию на протяжении всей жизни. Ведь это отличный способ отвлечься от будничных дел, самовыразиться, расслабиться, реализовать свои задумки.
Ручной труд, который выполняется с интересом и увлеченностью, благотворно влияет на психологическое состояние человека, успокаивает его, умиротворяет.
Хочется отметить рост интереса к народному творчеству в государственном масштабе. Сейчас проводится большое количество мероприятий для возрождения и популяризации ремесел, фольклора, рукоделия. Это и фестивали, и ярмарки, и выставки, и конкурсы.
Широкое распространение получили и частные организации, школы, студии, мастерские, предоставляющие возможность заниматься творчеством. Иными словами, народное творчество и творчество в целом активно внедряется в массы, что, безусловно, радует.
Также возрос интерес к эксклюзивным дизайнерским вещам. Сейчас предлагается большой ассортимент товаров, выполненных вручную. Это всевозможные ювелирные украшения, сумки, платки, игрушки, предметы дизайна, посуда и многое другое.
Вот, пожалуй, совокупность всех этих факторов и привела к росту интереса и увлеченности рукоделием и ремеслами.
Расскажите о своей первой работе в данной технике?
Моя первая работа в технике холодный батик была весьма скромная, экспериментальная. На тот момент я знала об этой технике только теоретически, представление имела смутное о материалах и технологии. Поэтому материалы использовала самые бюджетные: х/б ткань, резерв и краски «Гамма».
Результат, в принципе, меня не разочаровал, хотя и не оправдал полностью моих ожиданий. Первый опыт показал, что техника оказалась для меня очень интересна, усовершенствовать навыки можно самостоятельно и, вообще, растекание краски по ткани производит чарующий эффект, процесс похож на медитацию.
Плюс декоративность, яркость красок и полный простор для фантазии меня полностью покорили.
Нужно ли уметь рисовать, чтобы заниматься росписью?
Для занятий холодным батиком не требуются профессиональные художественные навыки. Если, конечно, вы не претендуете на что-то большее, чем просто хобби.
Безусловно, для участия в выставках, конкурсах, продажи эксклюзивных изделий вам необходимы собственные эскизы.
Но для тех, кто желает заниматься холодным батиком в свое удовольствие и не умеет рисовать, в интернете существует огромное количество готовых шаблонов разнообразных тематик. Достаточно выбрать, подогнать шаблон под нужный размер и распечатать.
Насколько быстро и сложно с нуля овладеть данной техникой?
Овладеть этой техникой, в принципе, не составляет большого труда. Потребуется некоторое время на отработку мастерства нанесения резерва. Первые работы могут иметь неровные, расплывающиеся, прерывающиеся или незамкнутые контурные линии, но это исправится с опытом.
Ну и, конечно, развитие вкуса и изучение цветоведения значительно облегчат работу. Для начинающих я бы посоветовала выбирать недорогие материалы, во всяком случае ткань. Безусловно, идеальным вариантом является натуральный шелк, но это весьма недешевое удовольствие.
Искусственный шелк будет давать работе блеск, но он сложен в использовании: ткань довольно плотная, и резерв может не пропитать ее насквозь с первого раза, краска растекается крайне неохотно.
Хлопчатобумажная ткань – золотая середина для первых проб: материал недорогой, краску принимает хорошо, работать на этой ткани легко.
Краску стоит выбирать внимательно. Сейчас – большой ассортимент и много производителей. Но особое внимание стоит уделить способу закрепления краски.
Анилиновые краски имеют лучшую текучесть по ткани, не утяжеляют ее. Но им требуется запаривание. Без него краски боятся влаги, попадание воды на изделие в таком случае недопустимо.
Акриловые краски более простые в закреплении – достаточно хорошо прогладить утюгом.
Что касается выбора резерва. Он тоже бывает разный. Есть резерв на бензиновой основе. У него есть один весьма существенный минус – очень сильный запах. Поэтому работать с ним лучше в хорошо проветриваемых помещениях. Но это один из самых надежных резервов – прекрасно держит краску. Существуют резервы на основе гутты.
Мне они очень нравятся за отсутствие резкого запаха и хорошие резервирующие способности. Резерв на водной основе не имеет запаха, но работать с ним необходимо более осторожно в связи с более низким качеством удержания краски, чем у других.
Для работы с резервом вам понадобится стеклянная трубочка или флакон – аппликатор с металлической насадкой.
Выбор кистей тоже очень важен. Подойдут белка, пони, колонок. Наилучший вариант – белка. Она более гладкая и заостренная, чем пони, и мягче колонка. Синтетические кисти я не рекомендую использовать в данной работе.
Они держат краску таким образом, что зачастую, при соприкосновении кисти с поверхностью материала (бумаги, ткани), отдают всю жидкость сразу. То есть получается не плавная отдача краски, а резкая, большой каплей.
Щетина также не подходит – слишком жесткая.
Перед началом работы любую ткань следует простирать в мыльном растворе и еще влажную натянуть на раму, дать полностью высохнуть. Рисунок можно перевести на ткань с помощью карандаша или исчезающего маркера по ткани. На первых порах не берите эскизы с мелкими деталями.
Следует внимательно следить за целостностью резервных линий. Любое прерывание, даже незначительное, приведет к затеканию краски.
Не наносите много слоев краски, так как анилиновые краски закрепятся максимум до третьего слоя, а акриловые слишком утяжелят ткань и сделают ее более жесткой.
Могут ли этим видом росписи заниматься дети и есть ли какие-то правила техники безопасности?
Этим видом творчества успешно могут заниматься и дети, начиная примерно со среднего школьного возраста. Можно и раньше, но в таком случае это скорее должны быть индивидуальные занятия, а не групповые. К тому же холодный батик подразумевает не только использование контура, но также свободную роспись по ткани и узелковый батик. Но если все-таки используется резерв, то помещение должно хорошо проветриваться, и желательно использовать резерв на основе гутты или на водной основе. И, конечно, строго следить, чтобы дети не облизывали кисточки с краской))). При наличии необходимых материалов и инструментов техника холодного батика довольно проста в исполнении и прекрасно адаптируется для детей разного возраста. Ребята проявляют к ней большой интерес, ведь работы получаются яркими, красочными, да и процесс растекания краски очень увлекает. Эта техника росписи ткани дает большой простор для фантазии и самовыражения.
Возможно ли заработать на изделиях в этой технике и если да, то можно ли превратить это в основной вид дохода?
Для многих этот вид творчества является просто занятием для души, но есть мастера, для которых это непосредственный источник дохода. Изделия продаются разные, но самые ходовые, на мой взгляд, это платки.
Следом за ними идут панно, туники, сумки и прочее. Продать свои изделия можно через галереи, а так же с помощью различных сайтов и соцсетей.
Естественно, здесь вам в помощь идут реклама и создание клиентской базы.
В описании к курсу сказано, что в этой технике можно создавать такие вещи, как шарфы и платки. Но можно ли создавать большие предметы?
Изделия очень многообразны. Это платки, палантины, платья, туники, футболки, сумки, шторы, скатерти, декоративные наволочки и панно. Также, используя краски для росписи ткани (не шелка), можно расписывать ботинки, зонты, изделия из джинсы или льна. Сроки изготовления варьируются в зависимости от сложности рисунка и масштабов изделия. Здесь все индивидуально.
Можно ли заниматься росписью без высоких трат на материалы?
Вообще, если заниматься батиком серьезно, то это достаточно затратно. Натуральный шелк и краски – довольно дорогостоящие.
Как я уже говорила выше, ткань можно использовать и х/б, но и результат, конечно, будет более скромным. На натуральном шелке краски играют, переливаются, что и создает этот потрясающий эффект легкости.
Краски можно приобрести недорогие, например, фирмы «Гамма». Это дает возможность сократить расходы на материалы.
Приобрести материалы для холодного батика не составит труда, если вы живете в крупном городе, где есть большие художественные магазины. Но, например, от меня такие магазины находятся весьма далеко и мне проще и удобнее заказывать необходимые материалы через интернет.
И, напоследок, мне хотелось бы пожелать всем, независимо от выбранных вами материалов, успехов в творчестве, креативных идей и, главное, удовольствия от процесса и удовлетворения от результата. Всем добра!
Начните отдыхать, создавая прекрасное, уже сегодня! Видеокурс «Мастер класс: роспись по ткани в технике батик» доступен на нашем сайте.
Задать вопросы инструкторам вы также можете в наших группах в социальных сетях:
Источник: https://smotriuchis.ru/blog/252