Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

Геометрическая резьба по дереву. Мастер-класс

Мастер-класс «Изучение  приемов выполнения геометрической резьбы»

Свое название геометрическая резьба получила от того, что главными ее элементами являются геометрические фигуры: четырехугольники, треугольники, окружности и т.д.  Геометрическая резьба  служит в основном для украшения  домашней утвари, мебели.

Самым древним и  распространенным видом геометрической резьбы считается  трехгранно-выемчатая резьба, она проще остальных,  так как для ее исполнения требуется всего один инструмент  — нож-косяк.  Сегодня мы познакомимся с основными элементами  трехгранно-выемчатой геометрической резьбы.

  Почему трехгранно- выемчатая?  Это мы узнаем в ходе работы.

Цель :  Приобретение и практическое  освоение навыков работы по дереву в технике геометрической резьбы.

Задачи: Научить приемам  выполнения геометрической резьбы по дереву,  развивать  творческие способности,     воспитывать интерес декоративно прикладному творчеству.  Назначение мастер-класса: Мастер –класс рассчитан для всех желающих научиться искусству резьбы по дереву.  Материал и инструменты для работы:-отрезок доски (желательно мягкой породы);-нож-косяк;-карандаш;

-линейка

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

Для начала выполним несложный орнамент. Для этого начертим две параллельные линии, высота строчки 1 см. и сделаем отметки через 1 см. в шахматном порядке.

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

Нарисуем «зубья пилы» в виде треугольников и отметим их по центру.

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

Соединим центр треугольника с его углами

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

При работе с ножом (резцом) необходимо помнить о правилах безопасности:— левая рука не должна находиться перед резцом;- при работе нужно быть внимательным;- не отвлекаться самому и не мешать другим.Начинаем работу резцом.

«Носок» резца углубляем по центру на глубину 4-5 мм. , а «пятку» резца наклоняем до угла треугольника (все три угла). 

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

С наклоном резца вправо вырезаем сторону треугольника.

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

Повернув заготовку на 90 градусов, вырезаем вторую сторону и т.д. Мы получаем  сколы (выемки) в виде треугольников,  поэтому  данный вид резьбы называется трехгранно- выемчатой.

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

Вот такой «вырезанный» треугольник у нас получился.

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

Вырезаем остальные треугольники. Получаем узор, который называется «Одиночные треугольники»

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

Отмечаем  центры верхних треугольников и соединяем их с  углами.  

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

  • Вырезаем тем же способом и получаем узор, который в кругу резчиков называют «Змейкой».
  • Начертим еще одну строчку и нанесем тот же рисунок
  • Вырезаем верхние треугольники.
  • Отметим нижние треугольники
  • Вырезаем, получаем узор, который называется «Розетка»

Попробуем вырезать еще один элемент.  Для этого начертим окружность любого диаметра и разделим ее на N-е количество частей.

  1. Соединим центр окружности с точками
  2. Внутри окружности начертим еще одну окружность меньшего диаметра и нарисуем лучи.
  3. Углубляем «носок резца», наклоняем резец  до основания треугольника (обе стороны ).
  4. «Вынимаем» треугольный скол.
  5. Вырезаем все треугольники
  6. Сделаем надрез по внутренней линии луча
  7. По внешней линии луча с наклоном резца вправо вырезаем сторону луча.
  8. Вырезаем вторую сторону: получаем «вырезанный»  луч.
  9. Вырезаем остальные лучи, получаем узор, который называется «Сияние».
  10. Можно нарисовать и вырезать вот такое «Сияние»
  11. «Небрежные» места обрабатываются наждачной бумагой.
  12. Работы юных резчиков 6 класса
  13. Все началось с кусочка доски!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyam/uroki/mastier-klass-gieomietrichieskaia-riez-ba-po-dierievu

rezba po derevu.doc — Геометрическая резьба по дереву

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы Свидетельствоо создании электронного портфолио Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы Грамота заинформатизацию образования Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы Рецензияна любой материал бесплатно Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы Видеоурокипо быстрому созданию эффектных презентаций Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы
×

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы
Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

Выполнение разделочной доски в техникегеометрической резьбы по деревуМетодическая разработка Выполнила:Трушина Алёна Александровна

Тамбов

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИскусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резнымиэлементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома.Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

Изучение основ геометрической резьбы способствует сохранениютрадиций резьбы по дереву, как формы живого наследия народа ирассматривается как часть современной культурной жизни. Геометрическаярезьба предмет специального изучения, которая формируетпрофессиональные навыки студентов в исполнительском мастерстве,композиции, узоры, орнаменты.

Целью методической разработки является – воспитание интереса кнародному искусству, развитие духовно ­ нравственных качеств личности,развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса,формирование умений и навыков резьбы, создание условий успешногорешения творческих задач в самостоятельной работе студента подисциплинам художественного и прикладного направления.В данной методической разработке предусмотрено изучение историиразвития промысла геометрической резьбы, приемов, закономерностейисполнения геометрических элементов, этапов выполнения резьбыгеометрического орнамента, основных видов композиции; технологиивыполнения резьбы на изделии.Задачи:­ ознакомление с традициями резьбы;­ ознакомление с основами декоративной композиции геометрическойрезьбы;­ овладение комплексом знаний, умений и навыков работы в техникегеометрической резьбы, на основе повтора и вариаций при выполнении резьбыизделия с сохранением технологических традиций;­ обучение процессу изготовления изделия;­ обеспечение эстетической значимости геометрической резьбы, какформы духовно­нравственного развития личности студента в результатезнакомства с произведениями народного искусства;­ развитие комплексных компетенций в процессе самостоятельногоизучения геометрической резьбы;Используя данные материалы методических рекомендаций, возможносамостоятельно, планировать и применять различные методы и приемы приизучении теоретического материала, при выполнении практических заданий ввиде упражнений на бумаге, с использованием предоставленных в приложенииобразцов, создавать творческие композиции с использованием различных

элементов резьбы, создавать творческие работы, что способствует развитию

профессиональных компетенций. Традиционная технология резьбы изделиявычерчивание сетки, вырезание узора, отделка изделия из дерева позволитсформировать трудолюбие и целеустремленность, что будет способствоватьрезультативности самостоятельного обучения.

Используемые материалы длярезьбы: нож, стамески делают ее доступной в исполнении. В результатесамостоятельной работы с использованием методических рекомендаций,возможно, осознано перенять опыт мастеров резьбы,.

Требования к уровню усвоения темыЗнать целостность специфики образного языка геометрическогоорнамента, основные средства художественной выразительности резьбы;Знать о семантике древней резьбы;Уметь выполнять резьбу по образцу;Уметь использовать рисунок, форму в решении практическихработ согласно специфике образного строя геометрической резьбы;Уметь подготовить материал под резьбу;Иметь представления о роли декоративно­прикладного искусства

в жизни человека.

СОДЕРЖАНИЕ№ п.п. Наименование и содержание темы Количествочасов123456789Введение. Резьба по дереву.Древесина и ее свойства.Основные виды резьбы.Элементы геометрической резьбы.Резной геометрический орнамент.Способы резания.Эскиз геометрического орнамента.Технология изготовления изделия.Творческая работа. Резьба изделия.ИТОГО: 2244684422

52

Источник: https://znanio.ru/media/geometricheskaya_rezba_po_derevu-71621/86167

Методические указания (художественная резьба по дереву) Техника выполнения геометрической резьбы

для студентов по выполнению практических работ

Техника выполнения геометрической резьбы

54.02.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная резьба по дереву).

Мишагина Ирина Александровна, преподаватель Ф.И.О., должность

Методические указания для студентов 1-го курса по выполнению практических занятий (для студентов специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная резьба по дереву))

Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника по специальности СПО 54.02.

02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная резьба по дереву), предназначено для студентов, изучающих ПМ02.МДК02.01. Технология исполнения изделий ДП и НИ (Основы исполнительского мастерства).

Методические рекомендации направлены на расширение знаний и практических умений, включает в себя перечень практических занятий.

Содержание

1. Введение 4

1.1. Критерии оценки 4

  • 2. Перечень материалов и оборудования 5
  • 3. Поэтапное выполнение работы 5
  • 4. Перечень рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов 12
  • 1. Введение

Методическое пособие предназначено для выполнения практических работ при изучении ПМ02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная резьба по дереву). МДК02.01. Технология исполнения изделий ДП и НИ (Основы исполнительского мастерства).

Основными целями практических занятий являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы студента; формирование умений и навыков выполнения учебных упражнений в технике геометрической резьбы, применения знаний в области материаловедения, технологии и приемов традиционных видов резьбы, применения правил пользования инструментом и техники безопасности при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства (художественной резьба по дереву); развитие самостоятельности, ответственности и организованности.

1.1.Критерии оценки выполнения практических заданий.

10

  1. 4
  2. Соблюдение технологии.
  3. 20
  4. 5
  5. Чистота и точность выполнения работы.
  6. 30
  7. Итого:
  8. 100
  9. Перевод баллов в оценку.
  10. От 90 до 100 баллов — «5» (отлично)
  11. От 80 до 90 баллов — «4» (хорошо)
  12. От 70 до 80 баллов — «3» (удов.)
  13. От 60 до 70 баллов – «2» (неуд.)
  14. Критерии оценки по курсам.

2. Перечень инструментов и оборудования.

  • 1. Нож — силовой косяк
  • 2. Правило
  • 3. Механический карандаш
  • 4. Линейка
  • 5. Угольник
  • 6. Разметочный циркуль
  • 7. Мягкие абразивы

8. Учебная дощечка (материал липа).

3. Этапы выполнения работы.

Геометрическая резьба – наиболее распространенный и популярный вид русской народной резьбы. С неё обычно и начинают обучение технике резьбы по дереву. Рисунок резьбы состоит из простых геометрических фигур – полос, квадратов, треугольников разного вида, многоугольников, кругов, в самых разных комбинациях.

Изложение техники выполнения основных элементов геометрической резьбы будем вести в форме рассказа о соответствующих упражнениях.

Для упражнений используют дощечки – заготовки 200*100*15 мм.

Предварительно заготовку размечают. Разметку начинают с нанесения линий, ограничивающих орнамент.

Далее разбивают внутреннее пространство на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем на треугольники.

Линии делят на части с помощью линейки или циркуля — делителя. Ниже приведены в качестве примера схемы вычерчивания некоторых орнаментов (рис. 1).

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбыРис. 1

Элементы геометрической резьбы выполняются следующими приемами и в следующем порядке.

«Шашечки» и «сетка» (рис. 2).

На приготовленную для резьбы заготовку наносят сетку из квадратов со стороной 10 мм.

Сначала режут выемки поперек волокон древесины, затем вдоль.

Начинают резьбу с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят на начало карандашной линии вертикально. Движением к себе прорезают линию на глубину 3 мм. В конце прорези пятку погружают в древесину. Можно также прорезать конец линии, отклонив косячок от себя, носком лезвия. Важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент. Таким образом прорезают все средние линии на заготовке.

При резьбе наклонных граней выемки косячок наклоняют вправо или влево. Угол наклона должен быть в пределах 30-40°.

Сначала прорезают все правые грани выемок с наклоном косячка вправо, от себя. Косячок ставят носком на начало выемки, отступив от средней линии на 1,5-2 мм.

Наклонив резец, врезают его в древесину и медленно ведут на себя. Когда до конца грани остается 5-10 мм, ручку косяка постепенно отводят от себя, продолжая в то же время движение носка резца на себя до конца грани.

Читайте также:  Клумбы из пластиковых бутылок: как сделать и как украсить своими руками

Если этого не сделать, то конец грани снизу останется не прорезанным.

Резьба левых граней с наклоном косячка влево, движением к себе несколько труднее, чем правых, так как резец стремится сдвинутся к средней линии.

В конце упражнения подрезают торцевые грани выемок. Для этого дощечку поворачивают на 90°. Наклонив косячок вправо на 30- 40°, прорезают линию, ограничивающую рисунок, соблюдая все выше описанные правила.

При резьбе выемок вдоль волокон, усилие резания меньше, но резать несколько сложнее, так как резец стремится пойти по слою древесины. Режут выемки вдоль волокон теми же приемами, что и выемки поперек волокон, т.е. движением к себе с наклоном косячка вправо и влево.

Это упражнение можно выполнить и в более сложном варианте, вырезав сетку из линий под углом, друг к другу в 45°.

Первая надрезка линий сетки производится справа налево, после чего дощечка поворачивается и выполняется вторя надрезка – слева направо. Затем в том же порядке производится подрезка.

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбыРис. 2

«Сколышки» (рис. 3).

Работу начинают с накалывания боковых сторон. Нож – косяк ставят вертикально носком на вершину так, чтобы лезвие его было расположено вдоль одной из боковых сторон. Углубив носок в древесину, делают накол.

Глубина накола у вершины должна быть максимальной 1,5–2 мм, а у основания треугольника – нулевой (как говорят, «сходить на нет»). Наколы с обеих сторон нужно делать на одинаковую глубину. Рез не должен пересекать линию основания треугольника.

Сделав надрезы, косячок наклоняют к себе и вдоль снования треугольника носком резака, постепенно углубляя его, срезают стружку – подрезают треугольник. При этом ручку косячка держат в правой руке, а резец направляют с помощью пальцев левой руки.

Если предыдущие операции выполнены правильно, то сколышек должен сам выскочить. Если он не выскакивает, стоит еще раз провести наколку и подрезание по тем же линиям, но с большим усилием.

Этим способом режут выемки, расположенные вдоль или поперек волокон. Если же сколышки расположены под углом к направлению волокон, то направление движения резца нужно выбирать таким, чтобы резание было по слою древесины: с левого или правого угла основания, движением к себе или от себя.

Элементы резьбы «сколышки» можно также делать с наклонной наколкой. Для этого ставят нож не вертикально, а слегка наклонно от зубца. Подрезку выполняют так же, как описано выше.

«Треугольники» (рис. 3).

Начиная резьбу нож – косяк ставят строго вертикально в центр треугольника так, чтобы пятка его была направлена в один из углов. Нажимая на нож, носок углубляют в древесину и делают накол. Аналогичным образом делают наколы в двух других углах. Глубина наколов должна быть 3-4 мм.

Затем нож приставляют к нижнему левому углу треугольника и, наклонив его к себе (угол наклона около 60°), срезают нижнюю грань теми же приемами, какими выполнялась подрезка сколышков. Подрезка двух боковых граней выполняется в той же последовательности, но с учетом направления волокон.

Если наше основание треугольника расположено вдоль волокон, то подрезать боковые грани нужно от основания к вершине. Если же основание расположено поперек волокон – то вершины к основанию.

Треугольники должны вылетать сами собой, также их отделению можно помочь пяткой резака. В случае, когда треугольники не вылетели сами, все операции повторяются в прежнем порядке, в тех же положениях и с прежними наклонами резака.

Выполняя резьбу, нужно следить, чтобы грани выемок были ровными и точно сходились, по линиям вертикальных наколов.

Достаточно потренировавшись в выполнении одиночных треугольников, можно переходить к следующим упражнениям — резьбе геометрических узоров. Все они составлены из треугольников и рекомендуемы для выполнения. Тренировку в резьбе этих узоров нужно проводить столько раз, сколько потребуется, чтобы работа была качественной.

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбыРис. 3

«Ромбы» и «витейка» (рис. 4).

Узор ромбы состоит из двух рядов отдельных треугольников, соединенных вершинами. Режется сначала верхний ряд треугольников, приемами описанными выше, потом нижний.

Также из двух рядов треугольников, расположенных друг против друга, но на расстоянии и со сдвигом, образуется рельефная зубчатая полоса — витейка.

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбыРис. 4

«Цепочка», «змейка» (рис. 5).

Следующий узор, первый из двойных, называется цепочка. Она также состоит из треугольников, к которым снизу пририсованы такие же (их зеркальное отражение).

Сначала надрезается на две стороны средняя линия, являющаяся общей линией оснований двух рядов треугольников. Затем треугольники режутся как обычно, сначала вырезают верхние треугольники, а затем нижние.

Цепочка требует большого внимания при исполнении, иначе перегородки оснований треугольников получаются нечисто или даже скалываются.

Довольно сложный для вырезания, но очень красивый узор змейка. Состоит также из двух рядов треугольников как бы вдвинутых один в другой. При резьбе змейки надрезают основания обоих рядов треугольников, сначала первого ряда, затем, с поворотом дощечки кругом, по этим же линиям, — второго ряда. После этого подрезают первый и второй ряд.

Представленные на дощечке ниже узоры звездочки (вариант 1 и 2) также состоят из трехгранных выемок и выполняются приемами описанными выше.

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбыРис. 5

«Сияние» (рис. 6).

Сиянием называется орнамент из удлиненных треугольников, расходящихся из одной точки (центра) и ограниченных какой-нибудь геометрической фигурой — квадратом, прямоугольником, ромбом, кругом. Количество удлиненных треугольников, входящих в сияние, может быть различным.

Разметка сияния, ограниченного многоугольником, основана на одном принципе. Внутри фигуры проводят диагонали, а стороны между ними делят на нужное число частей. Точки, полученные от деления, соединяют линиями с центром фигуры.

Разметка сияния в круге основана на делении окружности на равные части. Окружность делится на нужное количество частей; точки деления соединяются линиями, проходящими через центр.

Розетку с сиянием (как и другие подобные узоры) режут в следующей последовательности.

Сначала, учитывая направления волокон, делают вертикальные надрезы во всех треугольниках. При этом заготовку поворачивают по кругу, так как надрезы удобнее выполнять движением к себе.

Затем режут грани лучей от центра розетка движением к себе с наклоном косячка вправо и влево. Резание выполняют одной рукой. Вторая рука придерживает заготовку, постепенно поворачивая ее при вырезании каждого следующего луча.

Последняя операция – подрезка третьей, короткой грани лучей. Она производится так же, как подрезка уголков. Однако в данном случае косячок движется не по прямой линии, а по дуге окружности.

Для тренировки рекомендуется выполнить несколько разновидностей узоров «сияние» — ограниченные квадратом, ромбом и т.д.

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбыРис. 6

В геометрической резьбе применяются также четырехгранные выемки различной формы: квадратные, прямоугольные, ромбические (рис. 7). Эти элементы обычно делаются более крупными и глубокими и требуют большого мастерства при выполнении.

Наиболее же сложными по выполнению являются криволинейные выемки, такие как элемент «глазок» (рис. 7) или трехгранные выемки «розетки – вертушки» (рис. 6).

  1. Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбыРис. 7
  2. Комбинируя элементы геометрической резьбы, которые были приведены выше, можно построить бесконечное множество орнаментальных композиций.
  3. 4. Список литературы

1.Чебан В. А. Резьба по дереву. – Ростов н/Д ИД «Владис»,2006. – 512с.

2. Абросимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. — М.: Высш. Шк.,1984. – 159с.

3. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. – М.: Высш. Шк.,1978. – 140с.

Интернет-ресурсы:

http://www.wooden-dream.ru

http://rezchiku.ru

http://kov-ksh.ucoz.ru

Источник: https://infourok.ru/metodicheskie-ukazaniya-hudozhestvennaya-rezba-po-derevu-tehnika-vipolneniya-geometricheskoy-rezbi-2020442.html

Резьба по дереву, контурная резьба: описание с фото, технология выполнения работ и необходимые материалы

Художественная резьба по древесине — одна из древнейших техник декоративного искусства. За историю существования ремесла появилось несколько его разновидностей. Самой разнообразной считается плоскорельефная резьба, классифицируемая на геометрическую, рельефную, заоваленную с подобранным и подушечным фоном и контурную.

Что такое контурная резьба?

Резьба по дереву в контурной технике часто встречается на деревянных изделиях разных народов страны. Орнамент в ней наносится на поверхность углубленными линиями. На протяжении всего рисунка глубина и ширина прорезей сохраняются неизменными, но могут и различаться в зависимости от замысла мастера и рисунка для контурной резьбы по дереву. Разница в глубине и ширине прорезных контуров придает узору пластичность и изысканность. Резьба в контурной технике кажется на первый взгляд простой и легкой, однако добиться качественного и эстетичного рисунка можно только после получения необходимых навыков и изучения приемов кудринской и геометрической техник.

История

Как появилась контурная резьба? Резьба по дереву в контурной технике практически не отслеживается во времени как самостоятельное ремесло. Она входила в другие виды искусства.

Мастера кудринской резьбы, к примеру, пытаясь добиться контраста с закругленными растительными элементами, ввели углубленные контурные штрихи, крестовые прожилки на листьях, частях цветов и плодов, прорезали мелкие детали животных, птиц и рыб.

Как чистую резьбу по дереву контурную резьбу встретить крайне сложно. Она чаще совмещается с другими техниками.

При этом встречается большое количество произведений народного творчества с искусно выполненными растительными и геометрическими рисунками для контурной резьбы по дереву.

Мастера столярного дела, изготовившие в XIX веке ярославские прялки, сочетали на древесине декоративные ногтевые порезки и бытовые, жанровые сценки в контурной технике.

Для увеличения выразительности подобной резьбы деревянные изделия в последнее время стали тонировать в темные и черные тона, на которых углубления выглядят более ярко и контрастно.

Композиции по черному фону

Выставки художественного творчества редко обходятся без контрастной контурной резьбы, или резьбы по дереву на черном фоне. В таких изделиях привлекает прежде всего видимость итогового результата: на черной поверхности вырезаются белые линии.

Читайте также:  Узор «ежики» спицами: подробный мастер-класс с пошаговыми фото и видео-уроками

Мастера в такой технике чаще всего выполняют сюжеты, не соответствующие стилю эскизов контурной резьбы по дереву. Часто встречаются выполненные на темном фоне графические пейзажи, что связано с частым принятием подобного способа резьбы за линогравюру.

В реальности же контурная резьба на светлом либо черном фоне является самостоятельной техникой художественной обработки древесины с характерными только для нее декоративными средствами выражения. Во избежание подражания линогравюре в специальных иллюстрированных изданиях предлагаются эскизы контурной резьбы по дереву для начинающих с подробными описаниями.

  Вязание носков с мыска: инструкция и рекомендации

Порядок выполнения работ

Контурная резьба основывается на углубленных линиях, вырезаемых штихелем, стамесками, косым ножом или профильными резцами. Техника, выполненная полукруглыми стамесками и косым ножом, наиболее проста и выразительна.

В отличие от кудринской или геометрической, для контурной резьбы нехарактерны конкретные декоративные фигуры. По этой причине новичков в столярном деле обучают основным штрихам-порезам.

Резьба по дереву состоит из нескольких этапов: подготовка основы, выбор орнамента, перевод эскиза на древесину, вырезание рисунка, отделочные процессы.

Подготовка основы

Для контурной резьбы лучше всего подходят лиственные породы древесины — ольха, липа, береза, осина. Хвойные породы практически не используются из-за разной твердости слоев и выраженной текстуры.

Однородная заготовка из древесины подготавливается для резьбы. Если требуется светлый фон, то дерево обрабатывается рубанком. Темный фон достигается за счет тонировки заготовки.

Для получения блестящей поверхности древесину покрывают черным лаком и обрабатывают политурой.

При использовании простых и широко распространенных красителей — гуаши, туши, акварели, темперы, анилиновых красок, протрав и морилок — древесина либо оставляется матовой, либо покрывается светлым лаком и полируется.

Мастера столярного дела Прикарпатья при создании традиционной яворовской резьбы тонируют деревянную основу в разные цвета — не только в классический черный, но и в зеленый, красный, коричневый и синий. Такой способ можно встретить и на фото контурной резьбы по дереву.

Для дальнейшей работы заготовка из древесины крепится в державках или зажимах верстака. Державки — строганые доски, закрепленные на верстаке и удерживающие заготовку.

Выбор композиции

Композиция составляется на основе рисунков и эскизов контурной резьбы по дереву, особенностей конкретной техники и материала, на который она будет наноситься. Контуры рисунка должны быть предельно четкими и точными. Выполняют их одной непрерывной линией, нож при этом двигается с правой и левой стороны. Рисунок делают в том числе и двойной линией, намечающей след ножа.

Трафареты для контурной резьбы по дереву для первых опытов в столярном деле представлены в статье. По мере набора навыков мастера могут создавать собственные композиции.

Рисунок для светлого фона переносится темными линиями на белую бумагу. Если древесина тонированная, то эскиз выполняется гуашевыми белилами на цветной бумаге.

  Вышивка бисером: снежинки. Мастер-класс

Перевод рисунка

Изображение на деревянную заготовку переносится двумя способами. Это можно сделать при помощи копировальной бумаги — черной или цветной в зависимости от фона дерева — или шариковой ручки без пасты посредством выдавливания контуров на поверхности древесины.

Техника резьбы

Процесс резьбы по дереву выполняется в два этапа — надрезание и подрезание. Контурная резьба по дереву для начинающих начинается с ведения ножа по линиям рисунка с прилагаемым усилием. По отношению к поверхности древесины нож должен располагаться не вертикально, а под небольшим углом, что и называется надрезанием. После этого приступают к подрезанию, изменяя положение ножа в ладони: руку наклоняют в противоположную сторону и с усилием выполняют подрезку уже прорезанного контура рисунка. В результате из-под ножа выходит деревянная трехгранная полоса.

Стружка должна отделяться от древесины вслед за ножом — в таком случае резьба будет чистой, с тонкими и точными очертаниями. Остающиеся в канавке соломки древесины убираются ножом посредством повторного, более глубокого прорезания.

Надрезание

При вырезании контурной канавки инструмент держится двумя руками: нож зажимается ладонью одной руки, а его лезвие направляется пальцами другой с корректировкой направления движения и силы упора. Контурная резьба в большинстве случаев выполняется косым ножом, но для более качественного и изысканного выполнения рисунка мастера советуют пользоваться полукруглыми стамесками.

Если выполняемые в технике контурной резьбы по дереву животные либо любой другой орнамент обладают большим количеством мелких деталей с закругленными краями, то для их вырезания используют полукруглую стамеску. Инструмент зажимается в кулаке под небольшим углом к центру.

Острую кромку размещают на расстоянии 1-1,5 миллиметра от центра линии. Лезвие углубляется в древесину на несколько миллиметров и плавным поворотом кисти проворачивается вокруг оси. Движение продолжают до тех пор, пока линия не замыкается. Подобным образом выполняют надрезание.

Подрезание

Подрезание выполняют тем же инструментом либо более отлогой стамеской, отступая от центра линии орнамента на полтора миллиметра во внешнюю сторону и углубляя стамеску в древесину, срезая стружку несколькими движениями. При небольшом радиусе скругления надрез выполняется не всем лезвием стамески, а только одним углом, причем второй угол должен выходить наружу. Такая техника позволяет выполнять закругления разного радиуса при наличии минимального числа стамесок. Прием незаменим при работе в технике не только контурной, но и значительно более сложной рельефной резьбы.

  Салфетки на стол под тарелки своими руками — 5 идей

При отсутствии в распоряжении полукруглых стамесок закругленные элементы в контурной резьбе выполняются обычным косым ножом. Однако при такой работе стоит иметь в виду то, что острота угла заточки клинка зависит от диаметра окружности: чем он меньше, тем острее должно быть лезвие. Косой нож может двигаться в разных направлениях для оформления запланированного орнамента.

Для упрощения и удобства процесса контурной резьбы по дереву мастер может поворачивать заготовку в разные стороны. Для этого древесина вынимается из державок или станка, переставляется и вновь зажимается.

Со временем столяр приучается резать в разных направлениях, не трогая заготовку во время работы и не переставляя ее.

По этой причине контурная резьба выполняется стоя — такое положение дает большую свободу действий столяру и делает все линии более непрерывными и плавными, что считается залогом качественного исполнения художественного узора в подобной технике.

Отделка готового изделия

Композиция в технике контурной резьбы может выполняться как на однотонной, так и на тонированной и полированной поверхности древесины. Во втором случае дальнейшая обработка материала не требуется. Если же орнамент вырезался на светлой древесине, то его покрывают прозрачным лаком, предварительно шлифуя поверхность мелкой наждачной бумагой. Шлифование обязательно выполняется вдоль древесных волокон. Точеные изделия лучше шлифовать и покрывать прозрачным лаком в зажатом состоянии при вращении в станке. Соответственно, выточенное изделие не срезается с деревянной заготовки, а снимается, покрывается резьбой и повторно зажимается в станке, после чего отделывается, просушивается и только после этого срезается.

Вид отделки выбирается в зависимости от назначения изделия из древесины. Поверхность может лакироваться до блеска либо оставаться матовой с нанесением на резьбу разведенного лака жесткой кистью.

Шлифованная поверхность контурной резьбы перед лакировкой прозрачными составами может тонироваться в разные цвета посредством окрашивания только фона либо фона с отдельными, наиболее углубленными линиями.

Лак наносится только на тщательно высушенную поверхность древесины.

Начинающие мастера по древесине выполняют работы в технике контурной резьбы на плоских досках. По мере получения опыта и повышения мастерства можно начинать работать с более сложными изделиями: предметами мебели, обихода и быта.

На таких элементах контурная резьба может выступать как в качестве отдельной самостоятельной техники, так и в качестве дополнительного художественного декора, выполненного в паре с другими техниками столярного искусства.

Контурная резьба позволяет выполнять тонкие и эстетичные орнаменты в различных стилях.

Источник: https://labuda.blog/228740

Геометрическая резьба по дереву.Приемы выполнения. | Открытый класс

Используемые учебники и учебные пособия: 

  • Министерство образования республики Татарстан
  •  Кайбицкого муниципального района 
  •  Кайбицкая средняя общеобразовательная школа
  • План-конспект
  • ТЕМА
  •  Геометрическая резьба.
  • Приемы  выполнения геометрической резьбы.
  • Правила безопасности труда
  •                                          Преподаватель технологии:
  •                                                                Гарифуллин Сирень Шайхуллович
  • Раздел: «Технология обработки древесины»

Тема: «Геометрическая резьба.

Приемы  выполнения геометрической резьбы.

  1.              Правила безопасности труда»
  2. Практическая работа: «Отработка приемов резьбы»
  3. Цели урока:
  4.     —   Обучить учащихся приемам выполнения геометрической резьбы в соблюдением правил безопасности труда.
  5.    —   Воспитывать интерес к прикладному искусству.
  6.    —  развивать профессиональную ориентацию в направлении народных художественных промыслов.
  7.    —  пробуждать инициативу к самостоятельной творческой работе.
  8.      Задачи урока
  9.         Обучающие:
  10. •         научить применять в комплексе знания, умения, навыки с опорой на ранее изученное;
  11. •         актуализировать знания и приемы, полученные ранее; 
  12. •         формировать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;
  13. •         ввести новые понятия « Геометрическая резьба», «косяк», «глазок», «», «»;
  14.         Развивающие:
  15. •         развивать умение обосновывать свою точку зрения;
  16. •         формировать исследовательские навыки;
  17. •         развивать образное мышление.
  18.        Воспитательные:
  19. •         воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
  20. •         формировать умение работать в коллективе;
  21. •         воспитывать у учащихся терпимость в работе при резьбе.
  22.         Здоровьесберегающие:
  23. •         предупреждать переутомление путем смены деятельности.

Объект работы.  Декоративное панно.

Оснащение занятия. Образец декоративного панно, наборы инстру­ментов для резьбы по дереву, рабочие доски, подготовленные к резьбе заготовки, отходы фанеры для отработки пробных приемов резьбы, плакат с изображением приемов резания специальными инструментами.

  • Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
  • Время: 2 часа
  • Место занятий: кабинет технологии
  • Материально-техническое обеспечение (МТО): Компьютер, ручные инструменты для  резьбы.
  •  Литература:
Читайте также:  Как вязать детские пинетки: делаем для начинающих

Учебные вопросы:

1. Геометрическая резьба.

2. Технология  выполнения геометрической резьбы.

3. Подготовительные работы.

4. Выбор и нанесение рисунка  на поверхность изделия.

5. Правила безопасности труда.

  1. План урока
  2. Iвыполненные работы;
  3. — указать на характерные ошибки, недостатки;
  4. — оценка практической работы учащихся;
  5. — оценить и отметить лучшие работы;
  6. — уборка рабочих мест;
  7. — краткий опрос изученной темы;
  8. — повторение темы и цели урока;
  9. 1. Организационная часть
  10. — проверка учащихся по списку
  11. — проверка готовности к уроку
  12. —  инструктаж ТБ
  13. — повторение пройденного материала

II.   Основная часть. 

1. Сообщение темы и цели урока

1. Геометрическая резьба.

2. Технология  выполнения геометрической резьбы.

3. Подготовительные работы.

4. Выбор и нанесение рисунка  на поверхность изделия.

5. Правила безопасности труда.

6.Инструктаж по правилам безопасности текущий.

  • Практическая работа.
  • Отработка приемов резьбы         (изготовление вешалки для полотенца)
  • — проверка организации рабочего места и соблюдение правил техники безопасности.
  • — проверка правильности выполнения трудовых приемов.
  • — проверить осуществление учащимися самоконтроль. 
  •   Заключительная часть
  •  — проверить Ход урока

I. Вводная часть.

1.     Повторение пройденного материала.

—  виды резьбы и область их применения?

—  технология выполнения прорезной (ажурной) резьбы?

2. Сообщение темы и цели урока.

II.   Основная часть. 

Изложение программного материала.

1. Геометрическая резьба.

 Геометрическая резьба — один из самых древ­них ее видов — выполняется в виде двухгранных выемов, образующих на поверхности узор из треу­гольников, квадратов, окружностей. Она выгодно от­личается от контурной резьбы тем, что несложна в выполнении и не требует хорошего владения техни­кой рисования.

Лучшим материалом для резьбы считается мяг­кая однородная древесина лиственных пород: липы, ольхи и осины. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания материала вдоль волокон. После высыхания эта древесина становится прочной и не коробится.

Основной инструмент для резьбы — нож-ко­сяк. Хороший нож получается из ножовочного полотна. Ручку изготовляют из двух тонких дощечек. Их смазывают столярным клеем и, соединив, су­шат под прессом, после чего вырезают удобную рукоять. Лезвие затачивают под углом 60° к про­дольной оси. Работать нужно только хорошо отто­ченным ножом.

Опытные мастера часто выполняют узор про­извольно, но начинающим надо резать по эскизу, который сделан в натуральную величину на листе плотной бумаги с помощью циркуля, карандаша и линейки.

Для начала можно составить эскиз рисунка для разделочной доски. Вычертите на листе бумаги ее контуры, проведите среднюю линию и найдите центр. При центральной композиции построение ри­сунка начинают с середины и идут от общего к част­ному. Готовый рисунок переводят с эскиза на доску через копировальную бумагу.

Техника вырезания всех элементов одинакова, поэтому можно рассмотреть ее на примере одного треугольника. В работе чередуются два основных этапа — накалывание и подрезка. На середину тре­угольника наносят точку, затем ставят в нее носик косяка, располагая рукоятку строго вертикально.

Пятка косяка должна быть направлена к одной из вершин треугольника. После этого с усилием нажи­мают на рукоятку так, чтобы носик на 2-3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины. От средней точки выполняют накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом пово­рачивая доску, а не нож.

Потом приступают к под­резке. В зависимости от глубины резьбы косяк дер­жат под углом 45-30° к поверхности доски, его ста­вят в вершину треугольника и медленно ведут ост­рием вдоль его стороны, постепенно углубляя носик к середине на 2-3 мм.

От середины, по мере при­ближения к другой вершине, постепенно выводят носик косяка на поверхность доски. При правиль­ной и точной подрезке от нее легко отделяется ма­ленькая трехгранная пирамидка. Повернув заготов­ку на 120°, делают следующую подрезку и извлека­ют вторую пирамидку. А при третьей — последнюю.

Так выбираются все элементы трехгранной резьбы. Желательно сначала потренироваться на кусочке древесины, а уж потом переходить на изделие.

Впоследствии, когда будут отработаны навыки резьбы по плоскости, можно переходить к более сложным изделиям с фигурными поверхностями: ступкам, солонкам, подсвечникам.

Трехгранно-выемчатая резьба выглядит до­вольно эффектной на белой, ничем не покрытой древесине. Но в некоторых случаях ее можно тони­ровать и подкрашивать. Тонируют древесину отва­ром коры дуба, ивы и ольхи.

Отвар приготавливают так: в измельченную кору добавляют немного пи­тьевой соды, доливают воду и кипятят на слабом огне около 10 мин. Древесина, тонированная отва­ром, приобретает приятный коричневый опенок.

Красивые серые и черные цвета можно получить, если в отвар добавить немного железного купоро­са.  

Сочетание геометрических фигур

  1. треугольник
  2. квадрат
  3. витейка
  4. четырехконечная звездочка
  5. сложная витейка
  6. 1) с сиянием
  7. 2) с изогнутыми лучами
  8.   3) шестилепестковой розетки
  9. Работы учащихся с использованием геометрической резьбы
  10. 2.  Технология  выполнения геометрической резьбы

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой или сапожный нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточенным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (изготовляемых из стали Р-18).

Отдельные мастера выковывают себе ножи из широких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хорошие ножи получаются из полотна,   косы.   Каждый использует те возможности, какие у него есть.

Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.

Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или поролона, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).

При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (рис. 54, а), а затем вдоль волокон (рис. 54, б).

Косячок берут правой рукой, как показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.

При вырезании наклонных граней косяк наклоняют вправо (рис. 56, а) или влево (рис. 56, б) на угол 30…400. Вначале наклоном косяка вправо прорезают правые грани, затем наклоном косяка влево прорезают левые грани, при этом нельзя перерезать линию разметки. На рис. 56 показаны приемы резания косяком одной и двумя руками.

Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (рис. 56, г), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рис. 56, г.

При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треу­гольников от вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины треугольника делают глубокий надрез, умень­шая его до нулевой глубины к основанию треугольника.

3. Подготовительные работы.

Поверхности изделий или их деталей, предназначенных под резьбу, должны быть хорошо обработаны рубанком или фуганком.

Не следует их ошкуривать, так как микроскопи­ческие осколки зерен шкурки быстро испортят жало резака.

Резчики обычно работают на полуфабрикате столярных (шка­тулки, ларцы, полочки, панно), токарных (блюда, поставцы), резных и долбленых изделий (ковши, ложки), деталях мебели (филенки, спинки, дверки).

Разметка рисунка на предмете, распределение орнамента делаются в соответствии с чертежом, рисунком или по шаб­лону.

Рисунок плоскорельефной резьбы сначала переводят на кальку, а затем, укрепив ее на изделии кнопками, через копирку с помощью карандаша или костяной палочки — на поверхность дерева.

Размечая рисунок для мелкоузорчатой, в частности геометрической, резьбы, наносят лишь главные его членения, детали режут на глаз.

При выполнении упражнений нужно следить за посадкой учащихся. Локти должны свободно располагаться на столе, грудь — слегка касаться края, голову не следует наклонять слишком низко: расстояние от глаз до резьбы-г-30—35 см.

4. Выбор и нанесение рисунка  на поверхность изделия.

ЗАПОЛНИ

5. Правила безопасности труда.

1.           Стамески — опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно.

2.     Не   держать   левую   руку   вблизи   режущего инструмента.

3.     Не применять больших усилий при резании стамеской.

4.     При необходимости удара по ручке стамески

брать ее в левую руку, киянку — в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.

5.          Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.

6.          Каждому инструменту отводить свое место.

  • Практическая работа
  • Отработка приемов резьбы         
  • Текущий инструктаж.
  • — проверка организации рабочего места и соблюдение правил техники безопасности.
  • — проверка правильности выполнения трудовых приемов.
  • — проверить осуществление учащимися самоконтроль. 

1.  Нанесение рисунка на поверхность изделия.

2.               Вырезание элементов геометрического узора.

3.              Изготовление деталей вешалок и сборка изделия.

4.              Отделка готового изделия.

5.              Выполненную работу сдайте на проверку учителю.

  1. VIII Заключительная часть
  2.  — проверить выполненные работы;
  3. — указать на характерные ошибки, недостатки;
  4. — оценка практической работы учащихся;
  5. — оценить и отметить лучшие работы;
  6. — уборка рабочих мест;
  7. — краткий опрос изученной темы;

1.  С какими видами резьбы вы ознакомились?

2. Где они применяются?

— повторение темы и цели урока;

домашнее задание:

 Повторить стр.27-29 и ответить на вопросы стр.30

Источник: http://www.openclass.ru/node/131897

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector