Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

    Золотая вышивка в наше время так же популярна, как и в древности. Одежда с такой вышивкой выглядит особенно нарядно и богато. Вышивка золотом подчеркивает VIP статус компании, поднимает ее престиж и репутацию.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Машинная вышивка золотом

   Раньше золотые картины и узоры создавались мастерицами только вручную, однако сегодня стремительное развитие техники позволяет выполнять вышивку золотыми нитями на вышивальных машинах.

Компьютерная вышивка выглядит намного аккуратнее ручной, а также благодаря ей значительно сократилось время создания шедевров и стало возможным производить тиражированные изделия с вышитым логотипом для крупных организаций.

Кроме того, теперь она доступна всем!

    В своем производстве используем различные оттенки золотистых, а также других металлизированных ниток, что позволяет нам создавать картины волшебной красоты. К тому же, вышиваем и золотым шнуром.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

   Дополнить вышивку можно разными стразами, бисерами, жемчугами и пайетками. А с помощью техники вышивания 3D можно придать ей дополнительный объем. Вышиваем на ткани и готовых изделиях, одежде и текстильных изделиях.

Изготовляем нашивки и шевроны, гербы, знамена и эмблемы. Для подарка отлично подойдут вышитые имена и инициалы золотой нитью на халатах и полотенцах, тапочках, подушках и на других сувенирах.

Вышиваем как на ваших вещах, так и на закупленных специально для вас изделиях.

   Мы выполняем заказы от 1 экземпляра. Оптовым же заказчикам всегда предоставляем скидки.

Немного истории

   Возникла и развивалась золотая вышивка еще в древние времена – на Востоке. За красоту и роскошность называли ее царской вышивкой. Украшали только царские вещи и вещи знатных сословий.

   Позже золотая вышивка с Востока пришла к нам. Однако сначала она не пользовалась особой популярностью, так как ее могли позволить себе не все, а только богатые и знатные люди, поскольку вышивка правда была дорогой, потому что использовали настоящую золотую тоненькую проволоку. Кроме того, техника вышивания была достаточно сложной и требовала специального мастерства.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

  Только после принятия Христианства золотошвейное рукоделие начало развиваться. В это время его очень ценили! Золотыми нитями украшали одежду церковных служителей, элементы в интерьере, иконы и другие церковные предметы.

   Постепенно золотом стали украшать свою одежду и предметы быта короли, графы, князя и императоры.  А после того как в дальнейшем заменили настоящий металл на металлическую позолоченную нить данное искусство стало дешевле и доступным многим. Богатые люди также начали расшивать свои вещи золотом. В крестьянских же домах такую вышивку можно было встретить очень редко.

   С изобретением первой швейной машинки выполнение золотой вышивки стало намного легче, и она стала намного востребованной. Даже стали открываться ателье.

   Особенно прославились, как крупные ремесленные центры по золотошвейному мастерству, города: Городец, Торжок, Арзамас, Лысково и Дивеево.

Как заказать вышивку золотом?

    Чтобы сделать заказ нужно отправить на нашу эл. почту uni-all@yandex.ru запрос с указанием количества экземпляров, а также приложить эскиз или набросок. Наши менеджеры посчитают стоимость вышивки и свяжутся с вами. Также можете просто позвонить нам по телефону 8 (925) 506-31-88

Источник: http://www.uniall.ru/zolotaya-vyishivka/

Православная тема в народном искусстве России. Часть 3. Золотная вышивка

Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитьё относятся ко II веку до н.э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.

 Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спрядённую нить, которую так и называли прядёной.

Позже стали изготавливать прядёную нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название «скань».

      На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в.

Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.

       Золотошвейные работы выполнялись в те далекие времена в монастырях. В XV в. золотое шитьё стали применять и для украшения одежды богатого люда.

На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские – «светлицы», где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы.

Ведущее положение с конца XV в. занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI в. получили название «царицыных светличных палат».

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Золотное шитье, возникшее на Руси с принятием христианства (988 г.), сформировалось, как и иконопись,
под непосредственным влиянием Византии. «Золотошвейка» А.Шилов.

     К ХVIII в. в России сложилось несколько центров, где процветало и развивалось искусство шитья золотными нитями.

На севере это Олонец и Каргополь, на северо-западе – Торопец, Псков и Торжок, в центральной части страны – Арзамас, Лысково и Городец, представляющие одну из самых ярких и малоизвестных страниц традиционной народной художественной культуры Нижегородской земли. Время ее возникновения теряется в веках, а бытовала она вплоть до начала ХХ в.

       В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов ХVIII–XIX вв., вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

ГОРОДЕЦКАЯ ЗОЛОТНАЯ ВЫШИВКА 

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

    Городецкая золотная вышивка традиционно отличается необыкновенным многообразием технических приёмов. Изначально вышивка пришла в нижегородский край вместе со старообрядцами и продолжила традиции древнерусского шитья. Во второй половине XIX в. пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы XVI – XVII вв., сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий. В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотное шитье не имело сложной фактурной разработки поверхности. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.

     Излюбленные мотивы золотного шитья – цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда. Особенно часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы-павы, барса.

Освоить технологию этого вида вышивки могла далеко не каждая мастерица. Орнаменты золотного шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону – «карте».

После того как «карту» зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями узор приобретал четкие очертания и рельефные формы.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одеждеВышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одеждеВышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

     Мастерицы Городца славились своим умением украшать золотным шитьём платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода.

Ткани – шёлковые, шерстяные, бархатные – отбирались особенных тонов – лиловые, сиреневые, чёрные, вишнёвые, реже – белые, что придавало изделиям особенную изысканность.

В орнаменте городецких вышивальщиц нередко присутствовала виноградная гроздь – символ благополучия.

     Следует отметить, что золото применялось для изготовления нитей лишь в глубокой древности. Со временем оно заменялось либо тонкой позолотой металлической основы, либо материалами, имитирующими золото. Потому вышивка называется «золотная», то есть изображающая драгоценный металл.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одеждеВышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одеждеВышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одеждеВышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одеждеВышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

  • Душегрея

Платок головной. Первая половина XIX в.

  1. Головной убор с золотным шитьём
  2. Головной убор с золотным шитьём

Русский головной убор. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем.

  • Панно: Сказки Александра Сергеевича Пушкина
  • Панно: Герб Москвы
  • Архангел Михаил, святые Варвара и Ульяна

Благовещение. XVIII — XIX вв.

  1. Плащаница Успения Божией Матери

«Малый» саккос. Атлас, камка, тафта, шелковые, серебряные и золотные волочёные нити, жемчуг. XIV в.

«Большой» саккос. Атлас, тафта, шёлковые, серебряные и золотные волочёные нити, жемчуг, серебро. XV в. 
Принадлежал митрополиту Фотию.

Деисус. XVII в. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

(Продолжение во второй части «Золотная вышивка») 

 Источник

Егория гуру

  • Активность: 39k
  • Репутация: 2490
  • Пол: Женщина

Егория гуру

Источник: https://obiskusstve.com/1392052417091340789/

История появления и развития золотого шитья на Руси

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Читайте также:  Амигуруми из резинок: схемы и интересные идеи с видео

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Золотое шитьё – это одно из образцов старинного женского декоративно-прикладного искусства, которым исстари славились русские рукодельницы. По мнению историков, золотое шитьё появилось на Руси около десяти веков назад и пришло оно к нам из Византии. Нитки для золотого шитья изготавливались из золота, расплющенного в тонкие пластинки и нарезанного на очень узкие полоски.

Вышивка золотой нитью зародилась на Востоке, свидетельством этого являются первые археологические находки расшитых, вернее, сотканных из золотой нити предметов, которые датируются 6-5 вв. до нашей эры.

Со временем это искусство распространилось по территории Сибири, Кавказа, Поволжья, Азии и Европы. Ученным часто встречаются предметы, вышитые золотой нитью, которые они находят в погребениях, датируемых 1-4 вв.

нашей эры.

Такая техника вышивки применялась в старину для шитья золотой нитью элементов одежды и других предметов религиозного назначения. Золотое шитьё применялось также для украшения обычной одежды или различных декоративных элементов интерьера.

Как вышивали золотой нитью в разные века?

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Художественные мастерские пятнадцатых веков занимались в основном лицевым шитьём, которое заключалось в вышивании цветным шелком ликов святых и различных библейских мотивов, что с удивительным мастерством выполнялось искусными рукодельницами того времени. Шитьё же золотыми нитками применялось в работах нечасто. Этими нитками, главным образом подчеркивались лица в композициях на религиозную тематику.

Изделия шестнадцатого века отличаются своей декоративностью, которая достигалась применением в работе нитей из золота и серебра, различных драгоценных камней и жемчуга. Роскошный вид и декоративность, пышное орнаментальное обрамление часто достигались в ущерб естественности и живописности изделия.

Такая тенденция в дальнейшем сохранилась и еще более усилилась, а стиль изделий стал графичным в большей степени, чем раньше.

Кроме большого количества драгоценных камней в золотом шитье, стали также использоваться так называемые «дробницы», которые представляли собой пластинки прямоугольной или другой формы из драгоценного металла, украшенного резным, чеканным или эмалевым изображением лика святого.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Характерной чертой изделий семнадцатого века является применение вышивки в «прикреп», техника выполнения которого достигла больших высот. Часто, вместе с этим, применялась также вышивка изделия «волоченой» нитью – фиксация на поверхности ткани тонких золотых проволочек.

Также использовалась вышивка, так называемой, «золотной» нитью – шелковые или льняные нитки, которые обвивались, по всей длине, «волоченой» нитью.

Применения шелка становится менее распространенным, его используют в основном для вышивки ликов и прикрепления золотой нити к ткани.

Кружево из золотых и серебряных нитей

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Сохранились великолепные образцы одежды русских придворных восемнадцатого и девятнадцатого веков, которые, помимо золотого шитья, украшены также кружевом из золотых и серебряных нитей.

Такое кружево распространилось на Руси в конце шестнадцатого века и пришло оно к нам из Западной Европы.

Искусные русские кружевницы в своей работе применяли в основном заграничные нити из золота и серебра, которые ввозились в Россию вместе с готовыми кружевами в семнадцатом и восемнадцатом веке.

Кружева из золотой и серебряной нити отлично гармонировали с традиционными русскими тканями из парчи, богато украшенными золотым шитьём и расшитыми жемчугом.

Это послужило причиной их невероятной популярности в те времена, ими украшались как одеяния священнослужителей и другие церковные принадлежности, так и одежды царей и бояр, а позднее и платья придворных.

Следует отметить, что постепенно, вместо золотых и серебряных нитей стали использовать всего лишь позолоченную нить, а позднее применялись уже искусственные нити различных цветов.

Различные способы шитья золотом

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

При вышивке золотой нитью наиболее подходящей тканью являются шелковые или атласные. Ткань необходимо туго натянуть и заправить в рамку или же в специальные пяльцы, которые должны быть более большого размера, чем сама вышивка, в противном случае края рамки могут при работе повредить золотую нить.

Непосредственно для шитья требуются две разные иглы: толстая иголка с достаточно широким ушком, с помощью которой выводится нить из золота и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа».

Такая техника вышивки позволяет применять самые разные металлизированные нити, «трунцал» – полую металлизированную трубку с крученой поверхностью, тонкую проволоку- «канитель», «галун» – полую трубку, «люрекс», «шнур», «пайетки», бисер.

Искусные рукодельницы в старину вышивали нитью из золота так, как это делают при обычной вышивке – пропускали нить через ткань.

Позднее, более распространенным стал способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикрепляются поперечными стежками с помощью шелковой нити, которая могла быть золотистого цвета и становиться малозаметной на готовом изделии.

Или же, наоборот, применяли шелковую нить контрастного цвета и, в этом случае, ложась на нить из золота, она дает отблеск и нижней нити передается оттенок прикрепляющей.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Очень эффектный вид имеют изделия, выполненные с применением техники «шитья по карте». Такая техника обычно используется при вышивке геометрических и растительных узоров, орнаментов и различных букв.

Для этого сначала вырезают необходимые элементы узора из какого-либо плотного материала, например, картона или кожи, далее наклеивают на ткань в соответствии с нужным рисунком и после этого их обшивают золотой нитью в «прикреп».

Для прикрепляющей нити из шелка необходимо заранее разметить узор на подложке и потом с помощью тонкого шила проделать отверстия в нужных местах. Изделие с вышивкой, при которой использовались золотые нити и вставки из картона нельзя стирать, их можно только очищать очень мягкой щеткой, медленными и осторожными движениями.

Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель».

Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка. Шов золотом и серебром можно встретить в восточных вышивках – индийских, арабских, китайских или японских.

2014-07-13

Источник: https://siqnalrp.ru/stati-o-dragocennyh-metallah/327-istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-zolotogo-shitya-na-rusi.html

Популярные варианты схем для вышивки золотом

Вышивка золотом пришла к нам из глубокой древности. Эту технику практиковали в Египте, но особенно оно широко развилось в Византии, которая создала исключительно роскошные предметы искусства.

К сожалению, от Византии мало что сохранилось, но искусство золотошвейки дошло до наших времен, в виде уникальных образцов русской культуры, по праву считающейся наследницей Византии.

Именно из русской культуры и быта черпаются потрясающие по своей красоте и изяществу золотые схемы вышивки, в том числе представленные на нашем сайте, которые можно сразу скачать.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Вышивка золотом

Русская культура отличается уникальностью и эклектикой. Она развивалась относительно независимо от культуры Европы, основанной на Римских традициях, которые пережили свое второе рождение в период Ренессанса. В Римской империи изготавливались золотые одежды, но в Европе они стали только прерогативой монархов.

Русская культура заимствовала множество ремесел, достижения науки Византии, которые сохранила Русская Православная Церковь. Золотошвейные производства и по сей день работают при монастырях и выпускают церковный текстиль, который мы все имеем возможность лицезреть во время церковных служб. Такие мотивы также можно скачать.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Вышивка золотом для церкви

За период существования появилось множество традиционных и новых схем вышивки, которые могут стать изысканным декором в помещении или украсить предметы одежды. Шитье золотом выполняется как настоящими золочеными нитями, так и металлизированными версиями, которые при низкой стоимости создают превосходный эффект золоченого шитья.

Самыми популярными техниками и образцами являются схемы вышивки крестом золотом, а также гладью (можете их сразу скачать). При этом шитье крестиком может быть выполнено мастерицей, которая никогда не занималась этим ранее.

Сделать красивую вышивку золотом помогают хорошо разработанные схемы (доступны бесплатно), которые скопированы со старинных образцов одежды, орнаментов или придуманы талантливыми дизайнерами.

Выбрав любую модель, можно создать изысканный светский или религиозный декор для своего дома и близких.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Золотая вышивка на одежде

Популярные мотивы шитья с золочением

Искусство шитья золотом в России особенно развилось в XVII веке, когда мастерские золотошвейки занимались украшением храмов, такими мастеровыми обзаводились и бояре. Именно момент работы вышивальщицы золотом запечатлел на своей картине «Золотошвейка» В. А. Тропинин. Однако на картине мы наблюдаем только заключительный этап создания шитых золотом образцов.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Картина «Золотошвейка»

Работу начинали мужчины, именно они создавали узоры и мотивы, которые впоследствии будут вышиты золотом на плащанице. Их готовили профессиональные «знаменщики» или иконописцы. Сначала мастера выполняли рисунок на бересте или картоне, затем его переносили на ткань, «травщики» занимались прорисовкой узоров. Эти уникальные по своему совершенству мотивы и схемы дошли до наших дней.

Читайте также:  Квилтинг: идеи для вдохновения и мастер класс для дома

Особого внимания заслуживают три вида мотивов нарядного шитья (некоторые доступны бесплатно):

Самым популярными являются элементы декоративной цветочной росписи, из религиозных мотивов – крест. Из новых – руно. Символом Христианства и Христа, является, конечно же, рыбка. Эти мотивы будут отличным вариантом изысканного оформления дома или создания персонального оберега.

Дело в том, что руно относится к произведениям Гомера, древнегреческого поэта, воспевшего многие легенды, но в русской культуре не было греческого наследия.

Греческие мотивы могут быть больше характерны для французского декоративного стиля Ампир, одного из направления неоклассицизма, основанного на эллинистическом искусстве.

Бесплатные и авторские схемы вышивки Золотое руно помогут создать своеобразный оберег для благосостояния вашего дома, а также оформить его в одном из самых роскошных, изысканных французских стилей. Образцы и рисунки можно скачать прямо сейчас.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Вышивка Золотое руно

Чем вышивать, и как долго выполняется работа

Золоченое шитье мастерицами в «светлицах», так назывались в старину мастерские золотошвейки, могла делаться по 2-3 года. Причем речь шла о кропотливой ежедневной работе. Конечно, все зависит от техники и сложности рисунка. По этой причине мотивы для шитья представлены с разной сложностью.

Особенно красиво смотрятся золоченые нити на черном фоне, не менее торжественно – на красном, очень изысканно – на белом. Для шитья можно использовать акрил, шелк, вискозу, для переноса рисунка – картон.

Конечно, можно найти и образцы с натуральным металлом, но это очень затратное и дорогое сырье. Попробуйте для начала бесплатные мотивы с невысокой сложностью, постепенно повышая свое мастерство.

Далее переходите к более сложным работам, которые будут иметь высокую художественную ценность.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Из чего делаются золоченые нити

Для золототканых одежд использовались настоящие золоченые нити. Данная традиция пришла в современную культуру из Древнего Вавилона. Однако, что касается того периода, ничего не сохранилось, чтобы оценить способ производства.

Ближе к нашим дням металлические нити изготавливались из тончайшей пластины золота методом обычного нарезания. Второй способ появился в IX веке и состоял в получении проволоки канители.

Уже в XIII веке, используя золотые схемы вышивки крестом, золотошвейки стали применять серебряную канитель с позолотой, ею предварительно обматывали прочную шелковую нитку.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Очевидная дороговизна технологии привела к появлению различных имитаций, некоторыми из них мы можем воспользоваться и сейчас. В настоящий момент нити для шитья изготавливаются в основном из недорогого синтетического сырья, которое покрывается металлизированной краской.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Рисунки доступны бесплатно, их обычно переносят на картон, затем на ткань. Именно такой материал рекомендуем брать, чтобы вышить схемы вышивки крестом Золотое руно (смотрите фото) на черном фоне, крест и рыбки. Он максимально имитирует настоящий металл, красиво блестит на солнце, основную ценность после окончания работы составят не бесплатные мотивы и нитки, а ваша работа.

Источник: http://zolotoigid.ru/vyshivki-zolotom

“Драгоценное” рукоделие. Золотое шитье вчера и сегодня

Мы не устаем рассказывать вам о различных видах рукоделия. И о вышивке, конечно, в первую очередь! Сегодняшняя наша статья посвящена прекрасному древнейшему искусству — золотому шитью.

Интересно ли вам, когда возникло это рукоделие, как оно развивалось на Руси и легко ли ему научиться сегодня? Мы думаем, что да, если вас заинтересовала эта тема.

Обо всем перечисленном и пойдет речь дальше.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде Золотое шитье. ocean-media.su

Мы уже упоминали о золотом шитье, когда рассказывали на страницах нашего журнала об английской вышивке, ее особенностях и истории развития. Принято считать, что это рукоделие зародилось на Востоке и на распространение его в западных странах в Средние века оказала большое влияние византийская вышивка. Сегодня мы хотим рассказать вам о золотом шитье на Руси.

На Руси искусство вышивки золотыми нитями появилось более тысячи лет назад, еще во времена принятия христианства и пришло к нам именно из Византии.

Самые древние сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н.э. Считается, что возникло это рукоделие в Пергамском царстве (располагалось на северо-западе Малой Азии) и пришло оттуда к римлянам.

С древних времен Русь связывали с Византией торговые и дипломатические отношения и на протяжении веков сюда привозились византийские произведения искусства: расшитые золотыми нитями византийские ткани (“паволоки”) были известны в Древней Руси еще до принятия христианства. И впоследствии в летописях не единожды упоминалось о расшитых золотом одеждах, предметах церковного обихода и одеяний духовенства, ввозимых из Царьграда.

Упоминания о русском золотом шитье встречаются в летописях и других источниках уже в 10-12 веках. В 11 веке в Киеве при монастыре даже существовала школа золотого шитья и тканья.  

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде Золотое шитье в Древней Руси. liveinternet.ru

С 15 века ведущее место занимают царские мастерские, во главе которых были великие княгини.

С начала 17 века с царскими мастерскими начинают соперничать мастерские купцов и солепромышленников, которые уже к середине столетия занимают превосходящие позиции.

Чаще всего этим видом шитья занимались особо зажиточные люди, так как материалы для него были дорогими, а сам процесс работы был очень длителен и требовал много свободного времени.

Мастерские шитья, которые назывались светлицами, имелись почти в каждом знатном доме. Во главе такой мастерской стояла хозяйка дома, которая и сама была искусной вышивальщицей.

“Штат” мастерской составлялся в зависимости от общественного и материального положения главы дома и нередко в него входило около пятидесяти мастериц.

В светлицах торговых и служилых людей золотым шитьем занимались крестьянки, а у цариц — жены и дочери служилых людей во главе с боярынями. Также мастерские имелись и при женских монастырях.     

Рисунок для вышивки, как правило, выполнялся художниками-иконописцами. Вышивка велась на однотонных тканях: камке, тафте, шелке, атласе. Для прочности под них подкладывали хлопчатобумажное полотно или холст. 

Вышивали позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Они были разными: прядеными, скаными, волочеными (в зависимости от способа изготовления).

Пряденые представляли собой серебряные и золотые нити, обмотанные вокруг шелковинки, волоченые имели вид тонкой проволочки, а сканые были перевиты с шелковыми нитями.

Золото и серебро (так же, как и драгоценные камни) были привозными. Нередко золотое шитье сочетали с украшением изделий жемчугом.        

Произведения золотого шитья очень высокого ценились (что, конечно, неудивительно!) и занимали важное место в жизни Древней Руси. Их бережно хранили в богатых домах, церковных ризницах и монастырях, передавая из поколения в поколение.

В 18-19 веках происходит упадок церковного искусства. Со второй половины 19 века золотое шитье становится народным промыслом, создаются артели мастериц.

В этой технике вышивают обувь, женскую одежду, пояса, головные уборы, на заказ и просто на продажу. В монастырях золотыми и серебряными нитями расшивают предметы церковного убранства.

Лучшие мастерицы украшали парадные наряды для царской семьи.    

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде Платье императрицы Марии Федоровны. pinterest.ru

Издавна существовало несколько разновидностей техники золотого шитья, но все они объединены одной особенностью, обусловленной особой фактурой используемых в работе нитей — они крепились поверх ткани, не протаскиваясь сквозь нее, — иначе, “вприкреп”. Нить укладывалась на лицевой стороне ткани и закреплялась шелковой нитью (либо в цвет металла, либо контрастной) при помощи различных швов.

Эффект золотого блеска создавался с помощью двух основных способов: когда нити располагали в разных направлениях на плоской поверхности и когда узоры создавались на выпуклой поверхности с использованием бересты или картона.   

Изначально рукоделие было действительно драгоценным, ведь работа выполнялась золотыми нитями. Впоследствии они были заменены на позолоченые, в которых содержался лишь небольшой процент золота. Поэтому декоративное шитье приобрело название “золотное”. Теперь в вышивке используются металлизированные нити. 

Традиции золотого, или золотного шитья (сейчас для обозначения этого вида рукоделия используются оба названия) сохраняются по сей день. К настоящему времени это искусство приобретает все более “светские” черты. Мастерские золотого шитья по-прежнему существуют и при монастырях, но все шире оно применяется “в миру” для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений и картин.

Чтобы достичь вершин мастерства, ему обучаются на специальных курсах, но освоить азы золотого шитья (достаточные для того, чтобы создавать и украшать вещи своими руками) можно и самостоятельно. Наиболее оптимальный вариант для тех, кто желает приобщиться к древнему искусству, — это набор для вышивания. Да, сегодня есть и такие, которые позволяют шаг за шагом создать свой шедевр.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Мы пообщались с автором и разработчиком таких наборов, генеральным директором компании “Гладкий Мир” Светланой Лукиновой.

 — Светлана, в чем вы видите особенности золотого шитья в сравнении с другими видами вышивки?

 — Золотое, или золотное шитье — это отдельный вид рукоделия. Хотя техника нередко и перекликается с вышивкой гладью. Так, например, довольно часто используется стежок, применимый в двусторонней глади. А шов “вприкреп”. Куда же без него? Но, тем не менее, большинство стежков, которые используются для вышивки золотом, уникальны. Чего стоит вышивка по картону!

Читайте также:  Как вязать двойную резинку: варианты на спицах

Существенно отличают золотое шитье от других видов творчества материалы, которые используются для вышивки. Металлизированные нити и шнурки, картон и фетр, шелк и хлопок — все это необходимо для создания вышивок в технике “золотное шитье”.

 — Как у вас возникла идея создания наборов по золотому шитью? Насколько они подходят для новичков?  

 — Золотошвейки ревностно хранят свои секреты, но команда “Гладкий Мир” решила приоткрыть завесу тайны искусства золотого шитья. “Гладкий Мир” родился вопреки всему. Мы разбиваем стереотипы, что вышивать гладью и золотом сложно.

Мы создали уникальные в России наборы по вышивке золотом, снабдили их всем необходимым для вашего творчества и описали каждый стежок. Цветные фотографии каждого вышиваемого элемента позволяют шаг за шагом выполнить свой, собственный шедевр. Под силу ли вышивка золотом для начинающих рукодельниц? С “Гладким Миром”? Конечно! Описание настолько подробно, что вы обречены на успех. 

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде Набор для вышивания «Царица медной горы». Производитель — «Гладкий мир»

 — Какие материалы для вышивки предлагаются в наборах? Почему выбор был сделан в пользу такой комплектации?    

 — Все формы и трафареты подготавливаются для наборов вручную, нити и шнурки — самого высокого качества. Естественно, сердце каждого набора — это его описание. В наборе не предложена основа для вышивки: ее вы можете выбрать сами. В качестве основы может использоваться любая ткань, хорошо держащая форму.

И, кстати, мы учли ваши просьбы и сделали золотое шитье применимым. Украсите ли вы шкатулку или обложку на паспорт, шляпку или пальто; золотой орнамент станет декором очечника или же вы сделаете красивое панно… — выбор за вами!

Источник: https://blog.mirkrestikom.ru/dragocennoe-rukodelie-zolotoe-shite-vchera-i-segodnja/

Вышивка золотом от нонны ивановой

Автор статьи: Александр Демидов

Считается, что вышивка золотом пришла на Русь из Византии, стала основой церковной вышивки и легла на уже подготовленную почву, т.к. на Руси уже много веков до этого существовали богатые традиции народной вышивки. Вышивка золотом или золотое, золотное шитье получило распространение не сразу, т.к.

подготовка мастериц требует долгого обучения. Церковная вышивка это особый пласт декоративно-прикладного искусства.

Уже не одно тысячелетие церковная вышивка украшает предметы храмовой утвари и одежды священнослужителей, включая, например, куколи патриархов, митры, выносные храмовые плащаницы, скрижали, облачения, иконы и их оклады.

Шитьё золотом всегда было нелегким занятием. Первоначально, чтобы стежки не провисали, вышивку золотом крепили только по контуру, постепенно техника золотого или золотного шиться усложнялась и прикрепочные швы стали выполнять посредине, что помогло сделать вышивку золотом более прочной.

Затем прикрепы стали использовать и в качестве декоративных элементов, что делало фактуру золотной вышивки или золотного шитья более богатой. Постепенно прикрепы становились диагональными, а также стали выполняться в виде зигзагов, ромбов…

Главным мотивом золотной вышивки становятся геометрические орнаменты и растительные узоры, выполняемые по дорогим тканям.

Ручная вышивка золотом требует особого мастерства, сосредоточенности, внимания, терпения, только тогда можно добиться безупречного результата.

В вышивке золотом используется не только золотая или серебряная нить, часто изделия, выполненные в этом стиле, украшают бисером, жемчугом, искусственными или натуральными драгоценными, полудрагоценными, поделочными камнями-самоцветами или стразами.

В стародавние времена вышивку золотом использовали только для украшения царских одежд и одежд людей знатных сословий, позже вышивкой золотом стали отделывать церковные одежды и элементы церковной утвари.

Первоначально для этих целей использовалась натуральная золотая или серебряная нить, которая была очень дорогой, и вышивка называлась золотой. Затем золотую и серебряную нить заменили металлической с золотым или серебряным покрытием и вышивка стала называться золотной или золотным шитьем.

В этот период золотная вышивка становится намного дешевле и находит более широкое распространение в народе. Народные костюмы, украшенные золотным шитьем становятся богаче. Вышитые золотом узоры используются как в крестьянских народных одеяниях, так и в светских костюмах знатных особ. Но и тогда вышитая золотом одежда ценится высоко и ее надевают только по большим праздникам.

В крестьянском женском костюме золотным шитьем чаще всего украшали сарафаны, обувь, кокошники. Серебром, золотом вышивали кружева, растительные узоры и орнаменты, которые часто дополнялись вышивкой жемчугом, камнями-самоцветами, а позднее стразами и бисером. В конце XVIII – начале XIX века золотное шитье стали употреблять для росписи женских платков.

Вышивкой золотом наносили узоры по синей, белой или голубой тафте. Золотным шитьем декорировали коленкоровые, кисейные и атласные платки.

В современных нитях не используются драгоценные металлы, в связи с чем они намного дешевле, однако по своим декоративным и прочностным качествам современные нити для золотного шитья ни в чем не уступают нитям с золотым и серебряным покрытием.

Источник: http://vyshivka-zolotom.ru/

Одежда с элементами золотой вышивки

Уже с ХII века нити стали закреплять не только по контуру, но и в середине. Это позволяло стежкам не провисать при вышивке и делало орнамент более прочным.

В частом прикреплении стежков была заложена возможность новой декоративной выразительности — создавались разнообразные фактуры узора, богатая светотеневая и цветовая игра нитей.

К ХVII веку вышивальщицы использовали прикрепы в виде диагональных рядов, ромбов, зигзагов. Они назывались «рядки», «ягодка», «городки».

Орнамент золотой вышивки, так же как и в обычной вышивке, делится на геометрический и растительный. Геометрический орнамент состоял из ромбов различных очертаний. Растительный орнамент включал в себя разнообразные природные мотивы.

В конце ХVIII — первой половине ХIХ веков золотыми нитями начали расшивать платки. Их вышивали с угла на угол, складывали вдвое, надевали на кокошник и закалывали под подбородком. С середины ХIХ века платки начали набрасывать на плечи.

Но разнообразными были не только вышиваемые орнаменты, но также и технические приемы самой вышивки золотом. На шелковых и хлопчатобумажных тканях тамбурным швом выполняли намеченный орнамент. Другие платки вышивались битью в прикреп по настилу, как при вышивке гладью. В узоре объединялись нити фасонной крутки, металлические нити, бисер, канитель, блёстки.

По композиции платки разделяли на четыре типа. Самые декоративные платки были вышиты по синей, белой или голубой тафте с угла на угол плотным золотым узором, который назывался дородовым. Вышивали на них цветные розетки, гвоздики, гроздья винограда, а по краям узор заканчивался извилистой лентой.

Узор из блёсток, струнцала и бити на цветных атласных платках делился на густую кайму и разреженную середину. Наиболее применяемым мотивом были многолепестковые цветы, виноградные гроздья. Главные мотивы окружались тонкими ветками и мелкими листочками.

Третий тип вышитых золотом платков расшивался на белой тафте негустым узором из мелких букетиков и узкой цветочной каймой. 

Еще один тип платков — коленкоровые и кисейные, с многоцветными тамбурными цветочными узорами. Все платки отличались четким ритмичным строением с повторением одинаковых элементов: блестящих с матовыми, крупных с мелкими, округлых с изрезанными. 

С первой половины и до середины ХIХ века золотыми нитями начали расшивать праздничный костюм крестьянок. Но уже в 60 — е годы этого столетия такая одежда стала вытесняться городским костюмом. 

В середине XIX века золотая вышивка получила новое рождение. Искусствоведы и историки того времени предприняли усилия по сбору, в том числе и русской вышивки золотом.

Сегодня вышивка золотом вновь возрождается. Всего несколько лет назад начали применять машинную вышивку в прикреп. Художники смогли найти технические приемы воплощения своих замыслов, выполненных в такой технике. При этом традиции народной вышивки не были утрачены. 

Вышивка золотом довольно трудоемкая. В Древней Руси ею занимались большей частью в монастырях, а также в городе Торжке, в котором находилась артель по вышивке золотом. Высокопрофессионального исполнения работ по вышивки золотом можно достигнуть, если изучать этот вид рукоделия в течение нескольких лет. 

Технология вышивки разнообразна, разделяют ее по способам прикрепления металлической нитки на формах с выпуклой или плоской настилкой. Для вышивания употребляется очень прочная и толстая ткань. Обычно используют толстую шелковую материю, сукно, бархат, кожу. Для работы, кроме ткани, иглы, нити, и пяльцев, требуется шило.

Отверстие, где должна проходить игла с металлической ниткой, делают заранее с помощью шила (особенно при работе с кожей). Проколы шилом лучше делать непосредственно перед вышивкой, не накалывая отверстия заранее, так как могут остаться следы, которые испортят внешний вид изделия.

Золотые нити очень жесткие и плохо гнутся, поэтому перед работой советуем их нагреть на батарее, при высокой температуре металл становится мягче и пластичней. Для выпуклых частей вышивки делают настил из ниток, как для вышивки гладью, бумаги, кожи, картона.

Элементы, которые художник решает сделать объемными, сначала наклеиваются на ткань, а потом обшивают золотой ниткой. 

Источник: https://studwood.ru/574878/kulturologiya/odezhda_elementami_zolotoy_vyshivki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector