Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Палех – вид изобразительного искусства. По преданию название Палех произошло от названия поселения, в котором  производились такие изображения. Некогда во Владимиро-Суздальское княжество пришли люди, которые спасались от вражеских орд.

Для нового поселения они сжигали, палили лес, отсюда и само название. Людей, которые жили в Палехе, называли Палешанами и славились они искусным ремеслом иконописцев.

Впоследствии они настолько ценились, как художники, что их приглашали расписывать церкви и храмы со всей России.

Впоследствии их искусство стало менее востребованным, но они не отчаялись и стали расписывать шкатулки и поделки в так называемом лаковом стиле – миниатюрах. Здесь героями выступают различные былинные и сказочные персонажи – богатыри, князья, истории сражений с драконами и так далее.

Пишется Палех яркими темперными красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными. Для начала на изделие наносится чёрная краска, что в палехе является фоном для рисунка.

Вообще, искусство этого промысла является довольно сложным и трудоёмким процессом во много этапов и, что бы научиться ему в полной мере, художники изучают его очень долго.

В результате шкатулка или другое изделие превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой
Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Лучший интернет-магазин сантехники ВаннаРу уже 8 лет на рынке и зарекомендовал себя с лучшей стороны. Ванны, раковины, мебель и другая сантехника по самым приемлемым ценам.

???? Блинцов | 2012-01-1, 09:10

Источник: https://art-assorty.ru/380-paleh.html

Шкатулки Палех: история и описание росписи

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Шкатулкой или ларцом принято называть небольшую коробку или ящичек, которые чаще всего имеют форму прямоугольного параллелепипеда. В них удобно хранить драгоценности, деньги, бумаги и другие мелкие ценные предметы. Считается, что шкатулки появились очень давно и происходят от сундуков, в которых хранили одежду. В царской России в середине XVIII века стал особо популярен такой народный промысел, как лаковая миниатюра.

Шкатулки, выполненные в этой технике умельцами из Ивановского поселка Палех, являются прекрасным примером мастерства и самобытности русского народа.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

История палехской миниатюры как народного художественного промысла тесно связана с иконописью.

Мастера, искусно пишущие иконы, в XVIII веке жили в поселке Палех, который в то время относился к Вязниковскому уезду Владимирской губернии.

Наряду с иконописанием местные умельцы принимали участие в росписи и реставрации Грановитой палаты Кремля и церквей, находящихся в Троице-Сергиевой лавре и на территории Новодевичьего монастыря.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

После революции 1917 года продолжать заниматься иконописью стало невозможно, поэтому через год была создана Палехская художественная декоративная артель. Художники, вошедшие в нее, стали заниматься росписью по дереву. Основоположниками палехской миниатюры принято считать Ивана Голикова и Александра Глазунова.

Мастера освоили новый материал – папье-маше, в основе которого находится масса, полученная из смешения бумаги и картона с гипсом, крахмалом и другими веществами. В 1923 г. палехские миниатюры были отправлены на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, где получили диплом II степени.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

В декабре 1924 г. семеро мастеров из Палеха основали «Артель древней живописи». Работы этого объединения в 1925 г. были отправлены на Всемирную выставку в Париже. В 1932 г. был образован Союз художников Палеха, а в 1935 г.

артель преобразовалась в Товарищество художников Палеха. В 1954 г. возникли Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

В настоящее время обучиться искусству данной миниатюры можно за 4 года в Палехском художественном училище имени А. М. Горького.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Как уже отмечалось ранее, шкатулки в традициях лаковой миниатюры имели основу из папье-маше. Заготовка из картона спрессовывается, а затем сушится несколько дней. Далее ее нужно в течение суток пропитать льняным маслом и высушить в горячей печи 2 дня.

Затем полуфабрикат обрабатывается с помощью наждачной щетки, шлифуется и на нем крепится необходимая фурнитура.

В конце данного этапа шкатулку грунтуют особым составом, покрывают черным лаком в несколько слоев и 7 слоями светлого лака, тщательно просушивая в печи каждый слой.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Роспись имеет строгую последовательность в нанесении темперы.

Темперные краски использовались с древнейших времен, художники изготавливали их из сухих порошковых пигментов, связующим веществом в которых служили эмульсии: натуральные (куриный желток) и искусственные (масла в водном растворе клея). Мастерству работы с темперой нужно обучаться несколько лет, только тогда можно достигнуть идеальной плавности линий, точности и четкости миниатюрных силуэтов.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

На начальном этапе росписи мастера выкрашивают композицию белилами, акцентируя темные и светлые места. Затем наносят краски, необходимые для росписи шкатулки.

Умельцы кропотливо прорисовывают беличьими костями ручной работы контуры всех элементов, подчеркивая цветом каждую деталь и часто используя при этом увеличительное стекло.

В финале росписи наносят золото (лист золота измельчается и смешивается с клеем), оно придает рисунку теплоту и яркость, создается ощущение, что изображение светится изнутри.

Отделка золотом заимствована палехскими мастерами из иконописи, где золото является символом божественного света.

На последнем этапе изготовления шкатулку покрывают масляным лаком и полируют. Полировка происходит нанесением нескольких лаковых слоев, которые хорошо просушиваются при заданной температуре определенное время. Затем поверхность выравнивается с помощью стекла и пемзы, а потом полируется на специальном движущемся круге, который обтянут бархатом.

Фоном для рисунков на палехских шкатулках выступает черный цвет – он является символом тьмы, из которой рождаются жизнь и краски, придает глубину всей композиции. Внутри изделие всегда красного оттенка. Для палехской росписи характерны также яркие темперные краски и роспись золотом.

Изящно прорисованные удлиненные фигуры являются отголоском иконописных традиций. Героями выступают персонажи сказок и былин, а также классических произведений и песен.

Шкатулки имеют свои названия, например, «Тройка», «Поход Ермака», «Каменный цветок», «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная».

Расписные шкатулки из Палеха являются прекрасным украшением интерьера и уникальным подарком. Но чтобы не приобрести подделку, при покупке следует обращать внимание на следующие детали.

  • Оригинальные палехские шкатулки обычно черного цвета снаружи (иногда могут быть окрашены в зеленый или синий оттенки) и всегда выкрашены в красный цвет изнутри.
  • Роспись характеризуется многотональной прокраской теней, слегка вытянутым изображением персонажей, точной прорисовкой всех элементов и деталей.
  • Изделия из Палеха отличаются идеальной полировкой снаружи и внутри. Царапины, пятна и вздутия – это признак неоригинальной шкатулки.
  • Крышка коробочки всегда плотно подогнана к основанию – так называемому кузовку.
  • На оригинальной вещи обязательно должна присутствовать позолоченная надпись «Палех», которая располагается всегда в левом нижнем углу, а в правом нижнем углу можно прочитать фамилию мастера.
  • Упакована настоящая палехская шкатулка в жестяную коробочку, у которой внутри имеется слой наклеенной ваты, способной защитить лак и роспись от повреждений.
  • Низкая цена на такое изделие – это всегда показатель того, что перед вами подделка. Палехская миниатюра – очень трудозатратный народный промысел, поэтому такие вещи высоко ценятся и не могут стоить дешево.

Палехские расписные шкатулки – это уникальные произведения искусства, в которые мастер вкладывает свою душу и весь свой многолетний опыт. Шкатулки, изготовленные в палехской технике, известны во всем мире и являются неотъемлемой частью самобытной русской культуры.

Все о шкатулках Палех смотрите в видео.

Источник: https://stroy-podskazka.ru/shkatulki/paleh/

Всё, что нужно знать о Палехе

Из чего состоит палехский стиль, как его создатели — иконописцы обманули советскую власть и при чем здесь Рафаэль

Авторы Светлана Короленко, Людмила Кривцова

Как сложился миф о палехском стиле

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 годГосударственный музей палехского искусства

Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на са­мом деле этой художественной тради­ции несколько веков. Палех стал центром иконописного про­мысла еще в XVII веке; палехская икона до револю­ции была не менее знаме­ни­та, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после револю­ции, палехские потомствен­ные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древ­нерусскую художе­ст­венную традицию в новой, атеисти­ческой культуре. Масте­ра Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Мар­ки­чев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и пере­несли иконопис­ные стили в лако­вые миниатюры  Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных автор­ских произведений в миниатюре, монумен­таль­ном искусстве, книжной графике, сцено­графии и украшении фарфора. Холуй и Мстё­ра занимаются исключительно лаковой ми­ниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориен­тирован на массовое копи­рование с образцов; там был создан жанр миниатюр­ного пейзажа. Мстёра любит реали­стичную живопись, полностью заполняет чер­ный фон и предпочитает теплый золоти­стый или голубовато-серый цвето­вой тон.. Разумеется, советская власть не называла палехских худож­ников наследниками многовековой тради­ции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — кре­стьянами. Навязанная идеологией «народ­ность» диктовала сюжеты и их вос­­приятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсовет­ской мифологии многообразное искус­ство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской сим­во­ликой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на веч­ные сюжеты вроде «Жнитвы» или «Поце­луя» и от­правлялись на экспорт. Запад, впервые увидев­ший палехское искус­ство на вы­ставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революцион­ная же тематика произведе­ний была в основном ситуативной: шка­тулки создавались к все­союз­ным вы­ставкам или как эксклюзивные подар­ки партийному руководству. Напри­мер, одна из самых интересных композиций с совет­ской тематикой — пластина  Пластина — интерьерное украшение из папье-маше. Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.

Как палехская миниатюра наследует иконописи

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойПалехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

1 / 2

Четырехчастная икона со святыми на полях. Палехские письма. Вторая половина XVIII векаДом-музей П. Д. Корина, Москва /  palekh.narod.ru

2 / 2

Павел Баженов. Чурило Пленкович. Шкатулка. 1934 годМузей-квартира А. М. Горького, Москва / Wikimedia Commons

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби­мый иконописный стиль, отсюда разнообразие нового искусства. В произведе­ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века.

В компо­зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга­новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на­йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро­мы и Ростова XVII века.

Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч­ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры.

А вот изо­бра­жения людей и коней подверглись большей трансфор­мации, потому что авто­ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойПалехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

1 / 2

Михаил Зиновьев, Василий Маркичев. Икона «Минеи с Воскресением и страстями Господними». XIX век Государственный музей палехского искусства

2 / 2

Иван Голиков. Бисерница с росписью «Битва». 1926 год

Размер бисерницы — всего 4 на 5 см.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / palekh.narod.ru

Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их на­зывали, мелочной, работы. Это были небольшие молельные иконы на сюжеты миней  Минея (от греч.

«длящийся месяц») — книга с текстами для церковного или домашнего годового богослужения., двунадесятых праздников, мелкие житийные иконы, компо­зиции с изображением иконостасов.

Читайте также:  Как сплести коктейль из резинок: как плести на рогатке и на станке

Особенностью этого типа икон было со­хра­­нение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, вир­туозная иконописная техника, но глав­ное — на небольшой поверхности икон­ной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или обра­зов.

Это умение — одна из основ палехского стиля. Мастера распи­сывали кро­шечные бисерницы и броши, умещая на них былинные сюжеты со множе­ством героев.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойПалехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

1 / 2

Акафист святителю Николаю. Клеймо «Спасение утопающих». Палехские письма. Середина XVIII века

Клеймо — это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства

2 / 2

Иван Зубков. Портсигар c росписью «Из-за острова на стрежень…». 1927 годГосударственный музей палехского искусства

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше­ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство­вали эти иконографические решения и развивали их коло­­ристи­чески и пла­сти­чески для решения новых задач.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойПалехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

1 / 2

Икона «Великомученица Варвара». Палехские письма. Вторая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

2 / 2

Дмитрий Буторин. «У лукоморья дуб зеленый…» Государственный музей палехского искусства

Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной струк­турой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции.

Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…».

Он строит композицию по кано­ну: в центре оказывается Пушкин, записы­вающий сказки кота, а все остальные груп­пы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

1 / 2

Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма. Первая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

2 / 2

Иван Баканов. Шкатулка с росписью «Палех». 1934 год Государственный музей палехского искусства 

Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи.

В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики.

В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.

1 / 2

Икона «Покров Богоматери». Палехские письма. Середина XIX века Государственный музей палехского искусства

2 / 2

Александр Котухин. Шкатулка с росписью «Сказка о царе Салтане». 1946 год Государственный музей палехского искусства

В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами.

Золо­том расписывали пробела одежд  Пробел — прием иконописи и палехской жи­вописи, с помощью которого достигается ощу­­щение объема фигур; штрихи, написан­ные белилами, золотом или краской в не­сколь­ко слоев., узорочье решеток, занавесей, риз.

Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).

1 / 3

Акафист Спасителю. Икона палехского письма. Конец XVIII века

На тыльной стороне иконы есть подписи авторов — Ивана Балякина и Никиты Буторина.

Государственный музей палехского искусства 

2 / 3

Иван Маркичев. Шкатулка с росписью «Жнитво». 1925 год Государственный музей палехского искусства

3 / 3

Иван Маркичев. Шкатулка с росписью «Жнитво» (фрагмент). 1925 год Государственный музей палехского искусства

Иконопись не предполагает сохранения имени художника, но имена иконо­писцев из династий Сафоновых, Кориных, Каурцевых, Париловых, Балякиных, Бакановых, Першиных, Белоусовых, Зубковых были известны по всей России.

Дело в том, что, в отличие от Холуя и Мстёры, Палех производил не так много мелкой, «расхожей» иконы, требующей быстрого сбыта.

Основной доход прино­сили качественно написанные дорогие иконы по старым подлинникам, служившим руководством по иконописанию, но не ме­шавшим «свободному художеству». Их писали в сравнительно небольшом количестве.

Лучшие ма­стера подписывали иконы и иногда — подготовительные рисунки к ним. Такая подписная икона особенно ценилась. Имя ставилось, конечно, на тыльной стороне доски. Новое искусство дало возможность художникам подтвер­ждать уникальность своих произведений подписью на лицевой стороне в правом нижнем углу.

Какие еще истоки у палехской миниатюры

1 / 3

Бахрам Гур на охоте. Персидская миниатюра. XVI век Library of Congress

2 / 3

Иван Балякин и Никита Буторин. Акафист Богородицы. Клеймо «Путешествие волхвов» (правая сторона). Палехская икона. Конец XVIII века Государственный музей палехского искусства

3 / 3

Иван Вакуров. Охота на оленя. 1925 год Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

В поисках нового изобразительного языка бывшие иконописцы обращались к книгам по японскому, персидскому и античному искусству из библиотеки искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова.

Так, из пер­сид­ской миниатюры пришла идея изображать сцены охот и битв.

Но это не пря­мое повторение: колорит остался традиционным, а фигуры лошадей выполнялись в традиции новгородской иконы, в светлых и темных силуэтах и разнообразными по цвету — белыми, черными, киноварными, синими и желтыми.

1 / 2

Рафаэль Санти. Встреча Иакова с Рахилью. Фреска лоджии Рафаэля в Ватикане. 1519 год Wikimedia Commons

2 / 2

Иван Голиков. Шкатулка с росписью «Встреча». 1924 год Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

После создания Артели древней живописи по просьбе Максима Горького палех­ским художникам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с рабо­тами мастеров европейского Возро­ждения.

Произведения итальянских худож­ников стали для бывших иконописцев источником вдохно­вения и сюжетов. Например, «Встреча» Ивана Голикова — это пара­фраз фрески Рафаэля Санти «Встреча Иакова с Рахилью».

Курс создан при поддержке правительства Ивановской области и приурочен к празднованию ее столетия в 2018 году

Источник: https://arzamas.academy/materials/1597

Палехская миниатюра (Palechskaja miniatjura)

Палехская миниатюра — вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары и т.п.). Возникла в 1918 г. в поселке Палех, Ивановской области на основе иконописного промысла.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойПортсигар «Битва», 1930 г. Голиков Иван Иванович (1886 г. — 1937 г. ) Дерево, темпера, золото, серебро, лак. 16,2 х 24,7 х 3,2

Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие позолоты, изящные удлиненные фигуры.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойШкатулка «Сказка о золотом петушке», 1934 г. Баканов Иван Михайлович (1870 г. — 1936 г. ). Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 x 26,9 x 4,5

Из истории народного промысла

Ещё с допетровских времён Палех славился своими иконописцами, а наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием новгородской, московской, строгановской и ярославской школ иконописания.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойТарелка «И за борт ее бросает…», 1929 г. Баканов Иван Михайлович. Фарфор, керамические краски. 22,7 х 35

Кроме иконописи, палехские мастера занимались монументальной живописью, они участвовали в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойШкатулка «Журавль и цапля» Шкатулка, 1941 г. Баженов Павел Дмитриевич (1904 г. — 1941 г.) Папье-маше, темпера, золото, лак. 9 х 17 х 4,5

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. И художники были вынуждены искать новые формы чтоб реализовать свой творческий потенциал.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойТарелка «Расцветай, земля колхозная», 1955 г. Ковалев Алексей Викторович (1915 г. — 2000 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. D — 32. h — 2,5

Родоначальниками палехского стиля являются Иван Голиков и Александр Глазунов, в московской мастерской которого Иван Голиков написал первую работу в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойКрышка ларца «Слово о полку Игореве», 1956 г. Котухина Анна Александровна. Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19

Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской  иконы  технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойПластина «Палех» Чикурин Александр Васильевич (1875 г. – 1965 г.). Папье-маше. темпера, золото.

В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем картины на шкатулках из папье-маше. При этом мастера не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкойШкатулка «Чичиков у Коробочки», 1936 г. Салабанов Василий Михайлович (1902 г. — 1941 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,6 х 26,7 х 4,4

Также по-прежнему  использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм при образном решении новых произведений. При этом самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «гулянки» и «идиллии».

Шкатулка «Чапаев», 1955 г. Зайцев Александр Васильевич (1918 г. — 2001 г.). Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 6,2 х 8 х 4

В этих произведениях, как правило, не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, но было сильно выражено орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Ларец «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», 1984 г. Булдаков Валерий Васильевич 1951 г.р.

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Ларец «Свадьба», Ларец 1994 г. Лопатина Нина Павловна 1948 г.р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 14,5 х 9,5

5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали семь художников: И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В.

Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. Позднее к ним присоединились художники Иван Вакуров, Дмитрий Буторин и Николай Зиновьев. Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

Тарелка «Песня», 1979 г. Ходов Валентин Михайлович 1942 г. — 1988 г. Папье-маше, темпера, золото, лак. D — 26, h — 2,5

В 1928 году в Палехе была открыта профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года.

В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум, а в 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М.

Горького), где обучение длилось пять лет. (Кстати, в 2000-х годах срок обучения сокращён до четырёх лет).

Шкатулка «Фауст», 1957 г. Голиков Н.И. Папье-маше, темпера, золото, лак.

В 1932 году был создан Союз художников Палеха, а в 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Тарелка «Всадник на белом коне», 1984 г. Ермолаев Борис Михайлович (1934 г. — 2001 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. D — 23,5, h — 2,5

Без сомнения что одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника.

Шкатулка «Русский лен», 1974 г. Кукулиева Калерия Васильевна 1937 г.р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 х 26 х 8

«Тройки» Голикова динамичны, порывисты, и часто и величавы и торжественны. К такому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя летние и зимние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах и т.п.

Шкатулка «Настя», 1994 г. Шаницына Екатерина Федоровна (1947 г. р.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 12 х 3

Также одним из лучшим знатоком иконописных традиций считался И.М. Баканов. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь верхние слои, тонкие и прозрачные, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой.

Читайте также:  Кожаные браслеты своими руками: пошаговое выполнение

Шкатулка «Купец Калашников», 1972 г., Морокин Вячеслав Федорович (1945 г. р.).

Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался и к песенным темам, таким как «Степан Разин», «По улице мостовой». Лучшие работы мастера написаны на темы пушкинских произведений — «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Шкатулка «Зима» 1993 г. Иванова А.Н.

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем родной сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные ритмы движения, что даёт ощущение тишины и покоя.

Шкатулка «Бой Челубея с Пересветом», 1945 г. Чалунин Павел Федорович (1918 г. — 1980 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 18 х 23 х 7

Художественное мышление И.И. Зубкова было живописно-пластическим, а не орнаментально- декоративным. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Пейзаж».

Шкатулка «Сказка о золотом петушке», 1992 г. Кочетов Геннадий Николаевич (1941 г.р.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 20 х 26,5 х 5,5

Ранние романтические произведения А.М. Горького, построенные на песенном ритме, близки и созвучны стилистике палехской миниатюры. Иллюстрируя их, палешане практически не знали неудач. В числе лучших работ – шкатулка И.П. Вакурова «Буревестник».

Портсигар «Гвидон», 1999 г. Любимов Глеб Васильевич (1945 г.р.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 12,5 х 10 х 2,5

Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» — так объяснял свой замысел И.П.

Вакуров в книге Е. Вихрева «Палешане». В этой миниатюре, как и в других драматических композициях Вакурова большое значение имеет чёрный фон.

Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими цветовыми пятнами.

Крышка ларца «Сказка о царе Салтане», 1934 г. Котухин Александр Васильевич (1886 г. — 1961 г.) Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 21 х 27,2

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах.

Лучшие миниатюры А.А. Дыдыкина: «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга русская река» — находятся в коллекции ГМПИ.

Пудреница «Гусляр», 1932 г. Ватагин Алексей Иванович (1881 г. — 1947 г.). Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. D-11, h-2,6

Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.

Гулянка в деревне. Портсигар. 1927 г. Зиновьев Николай Михайлович (1888 г. — 1979 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 7,5 х 11 х 2,

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Основоположниками этого жанра стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г.

Портреты создавались на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах.

Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

Шкатулка «Охота» 1989 г. Грибов Николай Борисович (1948 г. р.) Папье-маше, темпера, золото, лак. 3 x 9 x 3

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Шкатулка «Волга — русская река», 1943 г. Дыдыкин Аристарх Александрович (1874 г.- 1954 г.) Папье-маше. темпера, золото, алюминий, лак. 23,2 х 18,5 x 8,5

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.

Шкатулка «Есть на Волге утес», 1935 г. Ватагин Алексей Иванович (1881 г. — 1947 г. ). Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 22 х 15,5 х 4

Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.

Пластина «У родника» 1992 г. Ливанова Ирина Вадимовна (1937 г. р.). Зотов Вадим Григорьевич (1936 г. р.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 40,5 х 39

В настоящее время в Палехе живёт и работает около 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

«Сказка о коньке-горбунке» Николай Зиновьев
Ваза «Колхозное изобилие», 1952 г. Зубкова Тамара Ивановна. Фарфор, керамические краски

  • Booking.com

Источник: https://juicyworld.org/palechskaja-miniatjura/

Народные промыслы России. Палехская миниатюра

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Палехскую технику невозможно спутать ни с одной другой, только ей присуще узоречье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками. Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на дедовские приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещицы, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат. Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.

1

Недалеко от Иваново, родины русского ситца, расположен город, который славится по всему миру своими лаковыми миниатюрами и иконописью. Это Палех, история основания которого строится на нескольких преданиях.

Считается, что название «Палех» произошло от пожара, который случился в дремучем лесу от удара молнии. Тогда огонь спалил много деревьев.

Люди, которые сюда пришли, спасаясь от набегов татар, назвали это место Палехом (паленый).

Большинство этих поселенцев оказались иконописными мастерами. Некоторые из них были монахами.

Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов.

Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

После революции 1917 года у художников Палеха наступил этап, когда необходимо было начинать поиск новых форм реализации творческого потенциала. В 1918 году образуется Палехская художественная декоративная артель, главным направлением деятельности которой стала роспись по дереву.

История палехской миниатюры утверждает, что родоначальниками палехского стиля принято считать Ивана Ивановича Голикова и Александра Александровича Глазунова, первые работы которых были написаны в так называемом палехском стиле.

Аллегорическое представление III Интернационала. Палехская миниатюра, Иван Голиков, 1927

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Битва,1927

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Богатый опыт в живописной организации плоскости иконы помог палешанам справиться с новой, очень сложной задачей — соединить миниатюрную живопись с объемной формой шкатулок, очешни-ков, сигаретниц, бисерниц, пудрениц, письменных приборов. Бывшие иконописцы не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением твореного золота. В образном решении новых произведений палешане также сохранили средневековые приемы стилизации, условность форм.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера (изготавливается из муки). Количество слоев определяется толщиной изделия.

Затем заготовка спрессовывается под прессом и высушивается в течение нескольких дней.

Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться.

Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С). Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.

Удачным экспериментом явилось применение черного фона, который усиливал звучность цветового пятна, придавал изображению глубину и пространственность.

Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы).

Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам.

Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самоприготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов.

Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки».

В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало.

Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Классикой палехской миниатюры являются многие произведения А.И. Ватагина. Лучшим среди них считается шкатулка «Есть на Волге утес». Центральную часть изображения занимает стилизованная «горка», символизирующая утес. На вершине утеса в глубоком раздумье сидит Стенька Разин:

Из людей лишь один на утесе том был, Лишь один до вершины добрался…

Над его головой по черному фону плывут облака, парит золотой орел. В нижней части композиции, под утесом, изображена шумная толпа людей. На втором плане справа, позади утеса, плещутся синие волны Волги, на которых качаются три корабля с расшитыми золотом парусами. Художник демонстрирует совершенное мастерство в оформлении предмета.

Его манера не столь эмоциональна, как у Голикова. Стиль А.И. Ватагина декоративно-плоскостный, художник мастерски владеет линией, создавая ритмический рисунок миниатюры.

Читайте также:  Анютины глазки: канзаши мастер класс из атласных лент

Одна из центральных улиц в Палехе, где находится музей лаковой миниатюры, носит имя И.М. Баканова.

Иван Михайлович Баканов — заслуженный деятель искусств РСФСР, был иконописцем до 1918 года. В течение 34 лет он работал в Палехе в иконописной мастерской Н.М.

Сафонова, сначала шесть лет в качестве ученика, затем мастером. И.М. Баканов считался в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций и техники фресковой живописи.

Он занимался главным образом стенной росписью, что впоследствии повлияло на характер создаваемых им миниатюр.

Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам («Степан Разин», «По улице мостовой»), воспевал образ родного Палеха. Но лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений — «Сказка о золотом петушке», «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан».

Фарфоровая тарелка «И за борт ее бросает…» создана И.М. Бакановым в 1927 году на очень популярный у палехских мастеров сюжет. Композиция росписи тарелки гармонична и уравновешена. В центре корабль причудливых очертаний, формы которого соответствуют иконописной традиции.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М.Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

  • Более подробно о художниках Палеха вы можете прочесть в Источнике
  • Народные промыслы России. Дымковская игрушка
  • P.S
  •   Холуйская лаковая миниатюра

Современный художественный промысел возник в 1932 г. в посёлке Холуй Ивановской области. В 1937 г. творения художников Холуя экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где им присуждены бронзовые медали. В 1939 г.

работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1961 г. изделия с холуйской миниатюрной живописью выходят на международный рынок. Первый заказ был из Лондона, затем из США, Германии, Франции, Бельгии и Италии.

  Федоскино лаковые миниатюры

Подмосковное село Федоскино – один из центров лаковой живописи в России, и как здесь считают, центр самый главный. Истории лаковой живописи в этих местах больше двухсот лет.

И не удивляйтесь – весь федоскинский промысел вырос изначально не на живописи, а на военных заказах. Лаковые козырьки военных  головных уборов – производство, организованное местным купцом Петром Коробовым.

И война 1812 года сделала ему целое состояние. 

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/pirouette/854626.html

Палехская роспись на шкатулках

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России.

Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде.

Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.

История промысла

Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.

  • Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой
  • (г. Палех)
  • Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х — начала 1980-х годов:
  • выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
  • выпускались марки с палехской росписью;
  • сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
  • большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

Элементы палехской росписи

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

(рисунок)

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций — изображений, которые рассказывают определенный сюжет.

В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений.

Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

  1. Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации. 
  2. Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой
  3. (раскрашенная работа)
  4. Другими важными отличиями считаются:
  • многотональная прокраска теней;
  • несколько вытянутое изображение персонажей;
  • точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
  • большое количество прорисованных нюансов и деталей.

Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.

Техника выполнения

Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например — шкатулки. 

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

(Палехская миниатюра)

Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия.

Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания.

На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак. 

После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.

Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса.

После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе — это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.

 

  • Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой
  • (Палехские шкатулки)
  • Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи. 
  • Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло. 
  • В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.

Источник: https://schci.ru/palehskaya_rospis.html

Палехская роспись

Подробности Категория: Палехская роспись Опубликовано 21.03.2019 18:35 Просмотров: 356

  • Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой
  • Палехская роспись является одной из самых редких и уникальных в мире и, несмотря на сложность процесса, палешане и в наше время расписывают заготовки «дедовским» способом.
  • Это, прежде всего, лаковые миниатюры (шкатулки, ларцы, сувениры, значки), ювелирные изделия, иконы, панно, портреты и холсты для интерьеров.

Из истории палехской росписи

Этот особый вид росписи зародился еще в Древней Руси. В те времена палехскую роспись использовали для украшения храмов, икон.

Обилие золота, мягкие тона и удлиненность фигур, присущие этому виду росписи, как нельзя лучше подходили для создания библейских сюжетов.

Но однообразная тематика не давала выхода творческому самовыражению художников, и со временем некоторые мастера отходили от сугубо религиозной темы и вплетали в свои произведения картины русской природы, сюжеты сказок, фольклорные мотивы.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Икона Вседержитель (Пантократор). Дерево, левкас, темпера, масло. 31 х 26,4 см. Государственный музей Палехского искусства. Художник В.В. ЖегаловКроме икон, стали появляться шкатулки, панно, бытовые приборы (например, приборы для письма, подносы).

На их поверхности расцветали пышные цветы, одевались в багрянец леса, плакала у реки Аленушка, нёсся на сером волке Иван Царевич или веселился русский народ, отмечая Масленицу.

И каждый сюжет был и остаётся уникальным, ибо пишется вручную и никогда не повторяется.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Посёлок Палех. Шкатулка (1934). Художник И.М. Баканов

Техника палехской росписи

Палехскую технику невозможно спутать ни с какой другой, только ей присуще узорочье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками.

Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на старые приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещи, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат.

Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.

Изготовление изделий под роспись

Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера. Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается и высушивается в течение нескольких дней.

Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться). Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С).

Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней – масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы).

Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам.

Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самостоятельно приготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов.

Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

«Три девицы под окном». Шкатулка (1931). Художник П.Д. БаженовРаскрашенное изделие сушат и закрепляют рисунок лаком. Только после этого мастер приступает к росписи изделия сусальным золотом и серебром. Чтобы драгоценные металлы приобрели блеск, их полируют агатом или зубом волка. Всё изделие опять покрывается несколькими слоями лака, сушится и шлифуется до зеркального блеска.

Палехская роспись: сюжеты, рисунки и техника изделия с фото-подборкой

«Чичиков у Коробочки». Шкатулка (1936). Художник В.М. Салабанов

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkie-narodnye-promysly/palekhskaya-rospis/997-palekhskaya-rospis

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector